Перейти к содержанию

Раппопорт, Семён Хаскевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Раппопорт Семён Хаскевич
Имя при рождении Раппопорт Семён Хаскевич
Дата рождения 13 (25) ноября 1915(1915-11-25)
Место рождения Козелец, Российская империя
Дата смерти 21 июня 2005(2005-06-21) (89 лет)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Страна  СССР Россия
Учёная степень кандидат технических наук
кандидат исторических наук
доктор философских наук
Учёное звание профессор
Ученики И. В. Малышев
Сайт mosconsv.ru/ru/person.as…

Семён Хаскевич Раппопорт (13 [25] ноября 191521 июня 2005) — советский философ и эстетик, кандидат технических наук, кандидат исторических наук, доктор философских наук. Профессор МГК им. Чайковского, член Санкт-Петербургской Академии гуманитарных наук (1994). Участник Великой Отечественной войны.

Биография

Родился в 13 (25 по н.с.) ноября 1915 году в городе Козелец (Украина). В 1937 г. окончил Харьковский текстильный институт, в 1941 г. — аспирантуру Московского текстильного института (МТИ) по специальности «технология ткачества». Тема диссертации: «Исследование структуры ременных бельтингов».

Одновременно учился на заочном отделении философского факультета Московского института философии, литературы, истории. МИФЛИ также окончил в 1941 г.. Тогда же начал преподавать на художественном факультете МТИ. В годы войны работал в аппарате ЦК ВЛКСМ. В его обязанности входила организация пропаганды и агитации среди молодежи временно оккупированных районов. В 1947 году при МГПИ им. В. П. Потёмкина защитил кандидатскую диссертацию по истории на тему.: «Комсомол в партизанском движении Великой Отечественной войны», а в 1968 г. при ЛГУ — докторскую, став доктором философских наук. Тема его докторской работы: «Гносеологические проблемы художественного мышления».

После войны преподавал философию и эстетику в художественных вузах Москвы. С 1957 г. доцент кафедры марксизма-ленинизма, а с 1969 г. профессор кафедры общественных наук Московской консерватории, с 1992 г. профессор Центра гуманитарного знания Московской консерватории.

Вел лекционные курсы и семинары по философии и эстетике у студентов, с 1980 г. — также у аспирантов и ассистентов-стажеров. Подготовил 14 кандидатов философских наук.

В 1970/71 учебном году преподавал также в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В 1972/73 учебном году профессор эстетики в вузах Братиславы (Словакия).

В 1989—1993 гг. вел спецкурсы в учебных заведениях Чехии, Словакии, Польши.

Умер 21 июня 2005 году в г. Москве.

Философия и эстетика

Автор около 90 научных работ по проблемам философии и эстетики. В 1992—1995 гг. разработал новые программы по философии, в соавторстве с В. В. Блудовой — по эстетике. Значительная часть работ последних лет посвящена теме взаимодействия различных гуманитарных наук, а также социогуманитарного знания и естествознания. Один из создателей, редакторов и авторов периодических сборников научных статей: «Вопросы этики и эстетики» (Ленинград, 1970—1980-е гг.), «Эстетические очерки» (в составе «Научных трудов» Московской консерватории) и др. Многие работы Раппопорта изданы за рубежом в переводе на немецкий, испанский, польский, словацкий, болгарский, китайский и другие языки. В последние годы вышла в свет его «Эстетика» в двух выпусках (2000 г. и 2003 г.), которая предназначалась для послевузовского образования в музыкальных учебных заведениях[1].

И. В. Малышев назвал его «мощной интеллектуальной машиной, крупнейшим теоретиком эстетики советского периода». С. Х. Раппопорта отличала тщательная, фундаментальная проработка тем, за которые он брался. Так, обратившись к теме «Искусство и эмоции», привлек данные психологии (труды А. Н. Леонтьева, П. В. Симонова) и физиологии высшей нервной деятельности. В результате, обосновал свою концепцию эмоций как особой формы отражения действительности, что являлось принципиально важным для понимания гносеологических особенностей художественного, особенно музыкального, мышления. Гносеологию эмоций и художественного мышления он связал с социологией, обосновав их детерминацию особым «личностным» уровнем общественной практики. Тем самым, фактически, С. Х. Раппопорт двигался к синтезу концепций марксизма и экзистенциализма[2].

Он считал, что искусство призвано «осмыслить многогранный опыт человеческих отношений к миру, отобрать и обобщить в нём то, в чём проявляются коренные процессы материального и духовного развития общества»[3].

В монографии «От художника к зрителю» Рапопорт, применяя методы семиотики, осуществил тонкий анализ специфики художественной коммуникации. В своей книге он подробно анализирует механизм функционирования художественного семиотического предмета, отмечая ассоциативный характер связи художественных знаков и их значений, выделяет эмоциональные, предметные и предметно-эмоциональные типы ассоциативных связей, их устойчиво общественный и индивидуально-своеобразный характер.

Однако в советское время Раппопорт не был особо известен широкой научной общественности. Причин тут несколько. И довольно тяжеловесный, вязкий стиль, и углубление в детали, но главное, он не принадлежал ни к одной из «школ», сложившихся в советской эстетике (ни к ленинградской, ни к московской, ни к уральской). Показательна для положения С. Х. Раппопорта в советской эстетике его попытка налаживания контакта между оппонирующими группировками, когда после Всесоюзной конференции (в 1972 г.) он пригласил их представителей к себе, на нейтральную территорию[2].

Ещё одна причина малой известности С. Х. Раппопорта заключалась в том, что ему не хватало последователей и пропагандистов его идей, которыми обычно становятся аспиранты. А их было немного, что объясняется его работой в консерватории, а не на философском факультете университета, где работали его более популярные коллеги.

Но как теоретик С. Х. Раппопорт продолжал активно работать. В 2000 году, за пять лет до смерти, будучи уже в весьма преклонном возрасте, опубликовал свою «Эстетику».

Избранные публикации

  • Творить мир по законам красоты. Л., 1962
  • Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968
  • Большой путь. (Из истории партийной организации Московской консерватории) / Редактура; в соавторстве с Веселовской Л., Журавлевой Н., Крюковой А., Радкевичем Ф. и Трелиным Г. М., 1969
  • Искусство и эмоции. М., 1968, 2-е изд. 1972
  • О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М., 1972
  • От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978
  • Книга по эстетике для музыкантов [в составе междунар. авторского коллектива]. М., 1983 (То же. София. 1983, на болг. яз.)
  • Эстетическое творчество и мир вещей. М., 1987
  • Методологический анализ соотношения искусства и техники // Научно-технический прогресс и искусство. М., 1971
  • Внутренние механизмы художественной деятельности и пути их исследования // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975
  • Потребности общества и потребности личности // Проблемы потребностей в этике и эстетике. Л., 1976
  • Искусствоведение и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979
  • На перекрестке наук (проблемы современной эстетики) // Гуманитарий. 1995. № 1
  • К вопросу о содружестве искусствоведения и естественнонаучного знания // Математика и искусство / Труды междунар. конференции. М., 1997
  • Художественные коммуникации и языки искусства. Сб. трудов междунар. конференции «Языки науки — языки искусства». М., 2000
  • Эстетика. Конспект лекционного курса для последипломного образования в высших музыкальных учебных заведениях Вып. 1, М., 2000 Вып. 2, М., 2003
  • Война — не цепь победных торжеств // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. С. Голубенко. М.: МГК, 2005

Литература

Книги

  • Раппопорт С. Х. От художника к зрителю. М.,1978.
  • Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.,1968.

Статьи

  • Раппопорт С. Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки, вып.2. М.,1967
  • Раппопорт С. Х. Практическая действенность искусства // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.,1980
  • Раппопорт С. Х. Художественно-выразительные средства и механизм художественного воздействия // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.,1983.

Примечания

  1. Раппопорт С.Х.. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Воспоминания И.В. Малышева. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  3. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки. — 1967. — № 2. — С. 337.

Ссылки