Рапгоф, Ипполит Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ипполит Павлович Рапгоф
Псевдонимы Граф Амори́,
доктор Фогпари (де Куоза),
П. Ипполитов
Дата рождения 25 сентября (7 октября) 1860(1860-10-07)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 1918(1918)
Место смерти Ростов-на-Дону
Гражданство  Российская империя
Род деятельности журналист, музыкальный продюсер
Годы творчества 1885—1917
Жанр авантюрный жанр
Язык произведений русский

Ипполи́т Па́влович Ра́пгоф (1860—1918) — русский беллетрист, музыкальный критик, первый русский музыкальный продюсер.

Биография

Родился в 1860 году в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Поступил в училище при реформатских церквях в Санкт-Петербурге, в 1879 году — в Петербургскую консерваторию по классу фортепьяно. Брал уроки фортепьянной игры в Лейпциге и Париже. Основал в Санкт-Петербурге вместе с братом Евгением «Высшие курсы фортепьянной игры», получившие известность как «Музыкальные курсы Е. П. Рапгофа». Поссорившись с братом на почве раздела прибыли, основал (1888) собственную частную музыкальную школу. Под собственной фамилией выпустил книги уроков игры на фортепиано «Введение к «Школе техники»» (1886) и «Пианофилы и пианофобы» (1894), благодаря чему приобрёл известность как музыкальный критик и педагог. Занимал должность профессора психологии педагогических курсов при петербургском Фрёбелевском обществе. Избран членом Академии изящных искусств в Риме[1].

Первые публикации — музыкально-критические статьи в журнале «Суфлёр» (1885) под псевдонимом П. Ипполитов. Как музыкальный рецензент и художественный критик сотрудничал в газетах «Гражданин» (1892—1893), «Русь», «Сын отечества», «Московские ведомости», «Петербургский листок», «Минута», парижский «Gaulois», лондонский «Daily Chronicle».

В 1898 году под псевдонимом доктор Фогпари (де Куоза) издал ряд переводных книг естественно-научного содержания: «Гигиена любви», «Гигиена слабонервных», «Как дожить до ста лет?».

В начале 1897 года познакомившись с работами изобретателя граммофона Э. Берлинера и связавшись с представителем компании «Э. Берлинерс Граммофон» в России, Рапгоф начал организовывать первые платные концерты-прослушивания грампластинок. Являясь автором первых статей о пластинках и составителем либретто грамзаписей классического репертуара, Рапгоф вызвал широкий интерес публики к новинке. Рапгоф взял на себя руководство одной из первых записей музыкальных пьес русского репертуара (1898), вёл переговоры с артистами, занимался творческими и техническими вопросами звукозаписи. Рапгоф, таким образом, стал первым российским звукорежиссером и музыкальным продюсером. В 1902 году Рапгофом был открыт магазин пластинок в петербургском Пассаже. В 1903 году Рапгоф организовал в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга первый граммофонный концерт, который заключался в прослушивании новых граммофонных записей русских и иностранных артистов (Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, Н. Н. Фигнера). Аналогичный концерт состоялся в Пскове в зале Дворянского собрания. Такие концерты становятся традиционными. Рапгоф читал лекции по классической музыке, сопровождавшиеся демонстрацией грамзаписей, в городах Центральной России и Поволжья. Автор усовершенствования мембраны и рупора в граммофонных аппаратах (начало 1900-х)[2].

В 1904 году в результате конфликта с директором русского филиала компании «Граммофон» Н. М. Родкинсоном Рапгоф вынужден был оставить музыкальный бизнес.

Оставив музыкальный бизнес, Рапгоф занимается литературной деятельностью. Под своим основным псевдонимом «Граф Амори́» Рапгоф впервые выступает с романом «Тайны японского двора» (1904) и политическим романом-хроникой «1905 — кровавый год» (1906)[3]. Репутацию бульварного писателя ему составили многочисленные романы, вышедшие с 1912 по 1915 годы[4].

Выступив с позиций поборника нравственности против развиваемых в романах А. А. Вербицкой «Ключи счастья» и М. П. Арцыбашева «Санин» теорий «свободной любви» и гедонистического отношения к жизни, опубликовал продолжения этих романов: «Побеждённые» (1912) и «Возвращение Санина» (1914), принёсшие ему скандальную известность. Используя интервью А. И. Куприна, в котором было рассказано о ещё не написанных главах повести «Яма», опубликовал её продолжение «Вторая часть «Ямы» А. Куприна с предисловием. Графа Амори» (1913)[5][6].

Романы Рапгофа (1912—1915), как правило, написаны в авантюрном жанре: это либо «модернизации» плутовского романа из купеческо-мещанской жизни («Золото и кровь», «Банкир-преступник»), либо альковные истории из жизни аристократов («Рабы страсти», «Сановные шалости»). Некоторые произведения спекулировали на интересе к известным современникам — «Дочь Вильгельма II. Придворный скандал», «пикантность» романа «Любовные похождения мадам Вербицкой» состояла в использовании автором фамилии и некоторых слухов о частной жизни популярной писательницы. Последнее выявленное произведение — Новый «Декамерон. Новеллы из современной жизни»[7].

В годы первой мировой войны Рапгоф переезжает в Москву, где по его сценариям было снято около 20 фильмов, выполненных, как и романы, в авантюрно-приключенческой манере. Некоторые из них сделаны на основании произведений Ф. М. Достоевского и Ги де Мопассана, другие — на политические темы — о зверствах немцев в оккупированной Польше, о «кровавом воскресеньи», о провокаторе Азефе. Читает лекции «Анархия любви», открывает напротив Храма Христа Спасителя столовую «Дешёвые и вкусные обеды от Графа Амори». После Февральской революции Рапгоф выпускает «Жёлтый журнал», издаёт брошюры, «Тайны русского двора».

После Октябрьской революции переезжает в Ростов-на-Дону. По свидетельству современника, в 1918 году Рапгоф во главе небольшого отряда захватил городское управление Ростова-на-Дону и объявил анархическую республику, которая через день была свергнута большевиками, а сам Рапгоф был расстрелян[8].

Примечания

  1. Биографический словарь, 1999, с. 12.
  2. Биографический словарь, 1999, с. 13.
  3. Тиражи этих изданий достигали 10 тысяч экземпляров.
  4. Включая порнографические: «История дамских панталон», «Безумные ночи Парижа».
  5. Граф Амори: аферист, объявивший войну великой русской литературе: «Благодаря наличию точки после слова «предисловие» формально считалось, что указано авторство именно Графа Амори».
  6. Куприн, собиравшийся продолжить повесть сам, узнав об этом, был взбешён и обвинил Рапгофа в плагиате
  7. Опубликована не при жизни автора (1922).
  8. Sciltan G., Mia avventura, Mil., 1963, p. 68

Литература

  • Яборова Е. Т. ГРАФ АМОРИ́ // Русские писатели 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор: П. А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 2. — С. 12—13. — 623 с. — (Серия биографических словарей). — 60 000 экз. — ISBN 5-85270-064-9 (т. 2), 5-85279-011-8.

Ссылки