Райзингер, Дан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дан Райзингер
ивр.דן ריזינגר‏‎
Дата рождения 3 августа 1934(1934-08-03)
Место рождения Канижа, Королевство Югославия
Дата смерти 26 ноября 2019(2019-11-26) (85 лет)
Жанр художник-график
Награды
Премии

Дан Райзингер (ивр.דן ריזינגר‏‎; 3 августа 1934, Канижа, Королевство Югославия — 26 ноября 2019, Гиватаим) — израильский художник-график, дизайнер и скульптор. Один из основателей израильского графического дизайна, автор дизайна основных израильских военных наград и ряда почтовых марок, эмблем Маккабиад, логотипов ряда ведущих израильских компаний, израильского павильона на Всемирной выставке 1967 года. Член AGI и нью-йоркского Клуба арт-директоров, лауреат Премии Израиля (1998), кавалер Рыцарского креста ордена Заслуг (Венгрия).

Биография

Дан Райзингер родился в 1934 году в Каниже (Королевство Югославия) в еврейской семье. Его родители занимались росписью частных и публичных зданий. Когда после начала Второй мировой войны его город был оккупирован венгерскими войсками, и через год отец Дана был в принудительном порядке направлен в трудовые батальоны, где и умер. Когда в 1944 году гитлеровская Германия установила прямой контроль над Венгрией, включая ранее занятые этой страной территории, Дана и его мать укрывали у себя сербские семьи[1].

В 1949 году 15-летний Дан с матерью и отчимом репатриировался в недавно получивший независимость Израиль[1]. Там юноша на первых порах работал маляром, но мечтал о профессии в области изобразительного искусства[2]. В 1950 году 16-летнего Райзингера приняли в школу искусств «Бецалель», на отделение прикладной графики[1]. На тот момент он оказался самым молодым студентом академии «Бецалель»[3]. В 1953 году за плакат «Из города в деревню» Райзингер был удостоен премии Штрука[1] — награды, присуждаемой лучшему студенту «Бецалеля»[2].

По окончании учёбы Райзингер был призван в Армию обороны Израиля, где возглавлял отдел публикаций и наглядной агитации ВВС. Закончив службу, он отправился в Европу, чтобы продолжить художественное образование. После полутора лет работы графическим дизайнером в Брюсселе Райзингер добрался до Лондона, где изучал сценографию и текстильный рисунок[1] в Центральной школе искусств и дизайна. Благодаря знавшего его по Израилю британскому художнику-дизайнеру Абраму Геймсу он познакомился с такими авторитетами в области дизайна как Джордж Хим и Фредерик Хенрион. С 1958 года Райзингер работал как дизайнер-фрилансер попеременно в Лондоне, где среди его клиентов была британская Общая почтовая служба, и Тель-Авиве[2]. В Лондоне он познакомился со своей будущей женой Аннабель и в 1960 году они поженились[1].

Со временем Райзингер окончательно перебрался в Тель-Авив[2]. На первых порах он работал в творческой студии Таля Ариэли, но вскоре открыл собственную студию, в первую очередь специализировавшуюся на создании рекламных плакатов. Среди его клиентов были государственные организации и учреждения и крупные частные компании. К 1970 году Райзингер завоевал достаточную международную известность, чтобы быть принятым в две эксклюзивных профессиональных ассоциации — Alliance Graphique Internationale (AGI) и нью-йоркский Клуб арт-директоров[англ.][1]. Персональные выставки художника проходили в различных городах Израиля, в Музее прикладного искусства в Будапеште, Музее плаката в Варшаве и Академии изящных искусств в Пекине[3].

В 1998 году Райзингер первым среди художников-дизайнеров стал лауреатом Премии Израиля. В 2004 году он был произведён в кавалеры Рыцарского креста венгерского ордена Заслуг в признание его заслуг в развитии израильско-венгерских культурных связей[2]. Его имя включено в Зал славы мастеров XX века Международного совета ассоциаций по графическому дизайну (ИКОГРАДА[англ.])[4]. Дан Райзингер умер в конце 2019 года в Гиватаиме, оставив после себя жену и троих сыновей. Похоронен на Новом кладбище в Рамат-ха-Шароне[3].

Творчество

Дан Райзингер вырос в семье, три поколения которой занимались оформлением общественных зданий и домов зажиточных людей, и учился декораторскому искусству с детства[3]. С самого начала учёбы в академии «Бецалель» он отказался от популярной в то время в изобразительном искусстве Израиля «палестинской» цветовой палитры, основанной на сочетаниях оранжевого, голубого и хаки[1]. Вместо этого основными цветами его работ надолго стали жёлтый, красный и синий. Он также был сторонником традиционных методов работы, предпочитая кисть популярному у его израильских коллег распылителю краски. В своём стиле он ещё со времён учёбы в «Бецалеле» использовал идеи Баухауса — для работ Райзингера характерны яркие цвета, смелые линии и ясный смысл[2]. Позже, в Брюсселе и Лондоне, Райзингер познакомился со школой тотального дизайна, также оказывавшей в дальнейшем влияние на его стиль[1]. В своём творчестве Райзингер прибегал, среди прочего, к средствам коллажа и оп-арта; в целом исследователи относят его к числу поздних модернистов[1].

Первый плакат Райзингера (рекламирующий национальную лотерею) был напечатан в 1953 году, когда он ещё учился в академии «Бецалель»[2]. Другая его студенческая работа, плакат «Из города в деревню», получила премию Штрука, вручаемую этой академией[1]. Первого серьёзного международного успеха он добился в 1958 году, когда его работа завоевала первое место в конкурсе на лучший плакат для павильона науки Всемирной выставки в Брюсселе[2]. После этой победы он был привлечён в команду по разработке дизайна израильского павильона для этой выставки[1].

В Израиле Райзингер создал более 150 товарных знаков и логотипов для различных компаний и организаций, включая новый логотип компании «Эль-Аль» в 1971 году (переработка оригинальной идеи Отто Троймана и Джорджа Хима)[2], символику компаний «Тева», «Делек»[1], «Тамбур», «Искар», театра «Габима», Тель-Авивского музея изобразительных искусств и Института национального страхования[5]. Между 1962 и 1996 годами он стал автором семи израильских почтовых марок[2], и им же был разработан дизайн всех трёх высших израильских военных наград — медалей «За героизм», «За отвагу» и «За отличие». Им разработана символика семи Маккабиад[1].

В 1987 году Райзингер разработал дизайн календаря по заказу нью-йоркского Музея современного искусства[1]; этой работой он, по словам Бориса Трофимова, «перевернул представление о календаре как об объекте графического дизайна, вышел в третье измерение и включил зрителя в игру». За основу была взята идея вечного календаря. Владелец сам устанавливает дату и составляет новую цветную композицию, используя 6 листов пластика с прорезями и отверстиями простых форм, окрашенных в разные цвета с каждой стороны. Подсчитано, что с помощью этого инвентаря можно получить 46 тысяч разных орнаментов[4]. Широко известны серии плакатов Райзингера, выполненных для театра «Габима»[2] и международных рейсов компании «Эль-Аль»[1]. В жанре политического плаката международную известность в конце 1960-х годов получил плакат Райзингера «Let my people go» (с англ. — «Отпусти народ мой»), посвящённый праву на выезд советских евреев; другой известный политический плакат этого автора направлен против гонки ядерных вооружений. Им же в 1994 году создан плакат, посвящённый мирному договору между Израилем и Иорданией[3].

Израильский павильон на Всемирной выставке 1967 года

Райзингер занимался и более масштабными, прикладными дизайнерскими проектами. Он был дизайнером израильского павильона на Всемирной выставке 1967 года[3], участвовал в оформлении набережной Тель-Авива, Бар-Иланского университета[2], а в сотрудничестве с архитектором Дорой Гад работал над оформлением внутреннего пространства лайнеров Boeing 747 для компании «Эль-Аль» и магазинов сети «Машбир»[3].

Стена памяти в музее Яд ва-Шем

Важное место в творчестве Райзингера занимала тема памяти о Катастрофе европейского еврейства, в том числе увековеченная в монументальных формах. На площади Телеки в Будапеште установлен созданный им памятник жертвам венгерских «трудовых батальонов», а в израильском музее Яд ва-Шем — 50-метровая Стена памяти с металлической рельефной надписью[1][2]. Для работ, выполненных для музея Яд ва-Шем, Райзингер не использовал цвет — с его точки зрения, раскрашивание в этом случае было неуместно[5]. Тему истории духовной и физической борьбы еврейского народа за независимость Райзингер раскрыл в 1977 году в серии почтовых открыток «Огненные свитки», сопровождающихся отрывками текстов Аббы Ковнера[3].

К ретроспективе творчества Дана Райзингера, прошедшей в 2017 году в Музее Израиля, был приурочен выход в свет монографии об этом художнике. Книга была выпущена на иврите и в дальнейшем переведена на другие языки[1]. Альбом, посвящённый творчеству Райзингера, выпущен также Пекинским университетом в 2001 году. Этот альбом открывал серию «Великие мастера мирового графического дизайна»[4]. Ещё одна книга о творчестве Райзингера издана на русском языке[5].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Рани Радзели. Дан Райзингер 1934—2019 (иврит). Портфолио (26 ноября 2019). Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Naomi Games. Dan Reisinger: Master of Colour (англ.). Creative Review (16 января 2020). Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 16 января 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Наама Риба. В возрасте 85 лет скончался лауреат Премии Израиля в области дизайна, Дан Райзингер (иврит). Гаарец (26 ноября 2019). Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 29 ноября 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Сергей Серов. Машины времени Дана Райзингера // INTERNI. — 2012/2013. — № 14. — С. 98—103.
  5. 5,0 5,1 5,2 Yuval Saar. Primarily Colored (англ.). Haaretz (1 апреля 2010). Дата обращения: 10 февраля 2020. Архивировано 21 января 2020 года.

Ссылки