Перейти к содержанию

Разорванный занавес

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Разорванный занавес
Torn Curtain
Постер фильма
Жанр триллер
Режиссёр Альфред Хичкок
Продюсер Альфред Хичкок
Автор
сценария
Брайан Мур
В главных
ролях
Пол Ньюман
Джули Эндрюс
Оператор Джон Уоррен
Композитор Джон Эддисон
Кинокомпания Universal Pictures
Длительность 128 мин.
Бюджет ок. 6 млн. $
Страна  США
Год 1966
Ссылки
IMDb ID 0061107

«Разорванный занавес» (англ. Torn Curtain) — шпионский фильм Альфреда Хичкока, снятый в 1966 году.

Сюжет

Разработчик американского ракетного оружия Майкл Армстронг (Пол Ньюман) прямо с конференции в Норвегии тайно отправляется в Берлин, в ГДР. Его невеста, доктор Сара Шерман (Джули Эндрюс), являющаяся также его помощницей, отправляется с ним. По приезде выясняется, что Армстронг решил перейти на работу в ГДР, по ту сторону железного занавеса. Сара в недоумении: неужели он предатель? Или, может, не всё так просто?

В ролях

Работа над фильмом

Несмотря на всю его остросюжетность и динамичность, за фильмом закрепилась репутация одной из наименее удачных работ Хичкока. Знатоки сетовали на старомодность декораций фильма, на то, что некоторые фоны явно нарисованы (например, берлинский музей и его интерьеры)[1]. Во время работы над лентой всё шло не так, как задумывал режиссёр. Он предполагал снять фильм наподобие своего хита «К северу через северо-запад» с теми же актёрами в главных ролях. Однако студийное руководство настояло на том, чтобы на главные роли были утверждены более молодые и любимые публикой звёзды Голливуда — Джули Эндрюс и Пол Ньюман. Идеальной пары из них не получилось: Эндрюс не вжилась в типаж сексапильной хичкоковской блондинки, а Ньюман, будучи приверженцем системы Станиславского, осаждал режиссёра вопросами о психологической мотивации своего героя[2]. «Тебе заплатили — вот твоя мотивация!» — огорошил его режиссёр[3].

В довершение проблем Бернард Херрманн написал к фильму гораздо более мрачную музыку, чем того хотелось Хичкоку[4]. Студия настаивала на том, чтобы в фильме прозвучала бравурная песня в духе новомодной Бондианы, которая стала бы популярным хитом, а Херрманн считал, что кино и песни несовместимы. После нескольких попыток перелицевать звуковую дорожку Херрманн порвал творческие отношения с Хичкоком[4]. Написание музыки было поручено другому, более покладистому композитору. Впоследствии херрманновская музыка для фильма была издана и получила лестные отзывы в прессе.

Тем не менее «Разорванный занавес» имел успех в прокате. К удачам фильма относят сцену долгого, мучительного убийства агента «Штази»: режиссёр хотел показать, как в сущности трудно убить человека, тем более когда за убийство берутся без подготовки[5]. Эндрю Саррис воспринял эту сцену как комментарий Хичкока по поводу популярных фильмов о Бонде, где убить человека ничего не стоит[6]. Восточноберлинские интерьеры выдержаны в мрачных болотных тонах, вызывая у зрителя чувство клаустрофобии, — намёк на то, как неуютно должны чувствовать себя в этой обстановке главные герои.

Музыкальное сопровождение

В фильме использована музыка П. И. Чайковского (фрагмент симфонической фантазии «Франческа да Римини»).

Примечания

  1. Jacobs, Steven. The Wrong House: The Architecture of Alfred Hitchcock. ISBN 9789064506376. Page 58.
  2. Chandler, Charlotte. It’s Only a Movie: Alfred Hitchcock: A Personal Biography. Pages 283—284.
  3. Joe Morella, Edward Z. Epstein. Paul and Joanne. ISBN 9780440204657. Page 113.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Monaco, Paul. History of the American Cinema: The Sixties. University of California Press, 2003. Page 122.
  5. Allen, Richard. Hitchcock’s Romantic Irony. Columbia University Press, 2007. Page 150.
  6. Sarris, Andrew. Confessions of a cultist: on the cinema, 1955—1969. Simon and Schuster, 1970. Page 271.

Ссылки