Развитие компетенций
Развитие компетенций, или наращивание потенциала (англ. Capacity building, также Capacity development) — процесс реализации, поддержки и развития способностей людей, правительств, международных и неправительственных организаций и общества в целом успешно управлять своей деятельностью для достижения измеримых и устойчивых результатов. Это определение, основанное на деятельности Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD/DAC), отображает наиболее широкий возможный консенсус для развивающегося международного сообщества.[1]
Термин вошел в лексикон международного развития в 1990-е годы. Сегодня наращивание потенциала входит в программы большинства международных организаций, таких как Всемирный банк, ООН и других неправительственных организаций. Широкое использование привело к спорам относительно его истинного смысла. Развитие компетенций часто ассоциируется с усилением квалификаций, компетенций и способностей людей и целых обществ в развивающихся странах с целью преодоления ими причин изоляции и бедности.
Развитие организационных компетенций
Развитие организационных компетенций (РОК) — форма развития компетенций внутри организаций, например НПО. Термин означает процесс усиления способностей организации выполнять определенную деятельность. РОК-подход используется НПО для внутреннего развития с целью лучшего исполнения своих миссий.[2] Алан Каплан (англ. Allan Kaplan), ведущий ученый специализирующийся по НПО, считает, что для того чтобы быть эффективными носителями развития компетенций в развивающихся странах НПО должны первыми участвовать в развитии организационных компетенций. Шаги по развитию организационных компетенций включают:
- разработка концептуальной основы
- создание организационного положения (organizational attitude)
- разработка стратегии
- разработка организационной структуры
- приобретение навыков и ресурсов[3]
Каплан считает, что эти шаги позволяют НПО быть более саморефлексивными и самокритичными, что позволяет им быть более эффективными в развитии компетенций.[3]
История
Термин «развитие компетенций» происходит от таких терминов как «институциональное развитие» и «организационное развитие». В 1950-е и 1960-е годы эти термины означали общественное развитие, нацеленное на усиление технологических и собственных способностей жителей сельской местности. В 1970-е годы после ряда отчетов о международном развитии акцент был сделан на развитии компетенций и технических навыков в сельской местности и государственном секторе развивающихся стран. В 1980-е годы концепция институционального развития расширилась еще больше и стала рассматриваться как долгосрочный процесс развития правительств развивающихся стран, общественных и частных институтов, неправительственных организаций.[4]
Несмотря на то, что предшественники термина существовали до 1990-х годов, они не были настолько мощными в международном развитии как стало «развитие компетенций» в 1990-е годы.
Появление развития компетенций как ведущей концепции развития в 1990-е произошло из-за совпадения следующих факторов:
- Новые течения философии, которые продвигали расширение возможностей и участия, например Паулу Фрейре «Education for Critical Consciousness» (1973), которое подчеркивало что образование не может быть дано всеведущим учителем невежественным студентам, оно скорее результат диалога между равными.
- Исследования, проведенные в 1980-е годы, например «Capacity and Vulnerabilities Analysis» (CVA), которое имело следующие предположения:
- — развитие — это процесс, в ходе которого уязвимости уменьшаются, а компетенции возрастают
- — никто никого не развивает
- — программы помощи не являются нейтральными по отношению к развитию.[2]
- Изменения в подходах к международному развитию
- В 1980-е годы развивающиеся страны были подвергнуты «программам структурной перестройки», однако неолиберальная природа программ привела к увеличению социального неравенства. В результате были запущены «социальные программы». Рост социального неравенства, компенсирующийся «социальными программами», привел к увеличению популярности НПО в развивающихся странах, поскольку они оказались более эффективными в оказании социальных услуг бедным.
- Наконец, в 1990-е годы акцент международного развития был сделан на концепцию устойчивого развития.[5]
Отчеты, вроде CVA, и идеи, вроде Фрейре, разработанные в предыдущем десятилетии, подчеркивали, что «никто никого не развивает» и развитие возможно только через участие. Эти аргументы поставили под сомнение «программы предоставления услуг» для достижения устойчивого развития и сделали новый акцент на «развитие компетенций».
Неполный список агентств развития компетенций
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата
- Программа развития ООН
- Всемирный банк
- Международный валютный фонд
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН
- Всемирная продовольственная программа
Ссылки
- ↑ Портал наращивания потенциала Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН
- ↑ 2,0 2,1 Deborah, Eade. Capacity-building: an approach to people centered development (англ.). — UK and Ireland: Oxfam UK and Ireland, 2005. — P. 30—39. — ISBN 0855983663.
- ↑ 3,0 3,1 Kaplan, Allan. Capacity Building: Shifting the Paradigms of Practice (англ.) // Development in Practice : journal. — 2000. — August (vol. 3/4, no. 10th Anniversary Issue). — P. 517—526. — doi:10.1080/09614520050116677.
- ↑ Smillie, Ian. Patronage or Partnership: Local Capacity Building in a Humanitarian Crisis (англ.). — Bloomfield, CT: Kumarian Press[англ.], 2001. — P. 1—5. — ISBN 1-55250-211-2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 сентября 2011. Архивировано 4 апреля 2011 года.
- ↑ Chabbott, Colette. Constructing World Culture (неопр.). — Stanford: Stanford University Press, 1999. — С. 223—230.
- US Trade Representative
- Official UNDP web site
- University Capacity Building Program, Ethiopia
- RMP Knowledge Excellence Centre
- Quality Label for Capacity Building
Для улучшения этой статьи желательно: |