Развалины замка Кенилворт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гильом ван дер Хехт
«Развалины замка Кенилворт». 1849 год
нидерл. De ruïnes van het kasteel van Kenilworth
Холст, масло. 72 × 96,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-3837

«Развалины замка Кенилворт» — картина бельгийского художника Гильома ван дер Хехта из собрания Государственного Эрмитажа.

Кенилворт (Кенилуэрт, англ. Kenilworth) — старинный замок в графстве Уорикшир в центральной части Англии. Он был построен в 1120-х годах казначеем короля Генриха I Джеффри де Клинтоном, числился в собственности британской короны и в последующем принадлежал потомкам Симона де Монфора.

В 1563 году королева Елизавета I даровала Кенилуэрт своему фавориту Роберту Дадли, который на украшение замка потратил огромнейшую по тем временам сумму в 60000 фунтов стерлингов. В замке в детском возрасте бывал Шекспир и в 1575 году он стал свидетелем визита туда королевы Елизаветы I и грандиозных празднеств в её честь. Считается, что пьеса «Сон в летнюю ночь», которую Шекспир написал 20 лет спустя, была создана на основе воспоминаний о тех событиях.

В 1646—1649 годах замок оказался в эпицентре гражданской войны и был разрушен. Его история и живописные развалины вдохновляли многих писателей и художников. Большую известность получили роман Вальтера Скотта «Кенилворт» и картина Джона Тёрнера.

В 1840-х годах Хехт работал в Англии и, вероятно, видел развалины Кенилворта. Неизвестно, вдохновлялся ли он романом Скотта, но по свидетельству научного сотрудника Эрмитажа Б. И. Асварища «картина кажется иллюстрацией любимых романтиками сопоставлений вечной природы и руин — символа бренности человеческих деяний»[1]. Сам Вальтер Скотт писал:

Этот царственный замок, где пировали короли и сражались герои, видавший на своем веку и кровопролитные битвы с осадами и рыцарские турниры, в которых красота служила наградой доблести, теперь пуст и заброшен. Озеро поросло камышом и превратилось в болото, а развалины замка свидетельствуют лишь о былом великолепии и наводят посетителей на мысль о преходящей ценности человеческого богатства и о счастье тех, кто довольствуется скромным жребием честной и добродетельной жизни[2].

Впервые картина была выставлена 5 января 1850 в фойе Королевского театраrufr в Брюсселе на интернациональной благотворительной выставке, экспонаты которой после закрытия должны были разыгрываться в лотерею. На следующий день после открытия выставки маршан (торговец картинами) Артур Стевенс писал князю А. М. Горчакову: «Посылаю Вам альбом гравюр, выпущенный к празднику 5 января. Он уже стал раритетом и его нельзя купить, так как было напечатано всего 100 экземпляров, после чего доски уничтожили». Хехт сам гравировал свою картину для этого альбома[1].

Во второй половине 1850-х годов картину приобрёл граф Н. А. Кушелев-Безбородко. После его смерти по завещанию была передана в Музей Академии художеств и вошла там в состав особой Кушелевской галереи, числилась под названием «Развалины замка при луне»[3]. В 1922 году Музей Академии художеств был ликвидирован, а большинство картин из него, включая «Развалины замка Кенилворт», было передано в Государственный Эрмитаж. С конца 2014 года выставляется в здании Главного штаба в зале 346[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Асварищ Б. И. Немецкая и австрийская живопись XIX—XX века. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1988. — С. 116.
  2. Скотт В. Собрание сочинений: В 22 т. — М., 1997. — Т. 13. — С. 314.
  3. Каталог картинной галереи графа Кушелева-Безбородко, ныне принадлежащей императорской Академии художеств. — СПб., 1868. — № 349.
  4. Государственный Эрмитаж. — Хехт, Гильом ван дер. «Развалины замка Кенилворт». Дата обращения: 14 июля 2018. Архивировано 14 июля 2018 года.