Радл, Эмануэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эмануэль Радл
Emanuel Rádl
Дата рождения 21 декабря 1873(1873-12-21)
Место рождения Пишели, Австро-Венгрия
Дата смерти 12 мая 1942(1942-05-12) (68 лет)
Место смерти Прага
Страна Чехия
Место работы Карлов университет
Альма-матер Философский факультет Карлова университета

Эмануэль Радл (21.12.1873 — 12.05.1942) — чешский биолог и оригинальный философ виталист, убежденный сторонник критического реализма Масарика и противник позитивизма.

Краткая биография

Радл родился в большой семье лавочника, учился в гимназии в Бенешове и в Домажлице и по просьбе моей матери вступил в новициат в Августинский орден, где провел два года. Однако вскоре он оставил его, несколько пренебрегнув Католической церковью, позже перешел в протестантизм и стал одним из его ведущих теоретиков.

Эмануэль изучал биологию в Карловом университете и окончил его в 1898 году. Затем работал ассистентом на философском факультете Карлова университета, был преподавателем гимназии в Пльзене, Пардубице, а с 1902 года в Праге, гимназии в Ечне (1902-19). В 1904 году он стал преподавателем зоологии и истории биологических наук, а с 1919 года ординарным профессором естественной философии. В 1922 году он совершил кругосветное путешествие, после него, Радл написал книгу «Запад и Восток». В 1934 году он участвовал на 8 международном философском конгрессе в Праге, но в 1935 году его тяжелая болезнь лишила его общественной жизни. Он умер в полной домашней изоляции и под давлением военного положения.

Учёный-естествоиспытатель

На первом этапе своей жизни они занимались широким спектром научных дисциплин, от минералогии до этологии, в частности, развитием нервной системы и зрения. Его работы по фототропизму создают научную этологию в Чехии. На международном уровне его работы известны своей историей биологических теорий основывающееся на теориях Ханса Дриша, которые были первоначально опубликованы на немецком языке (1913 и 1970 году), затем на английском (1930 и 1988 году) и испанском языках (1931); полное чешское издание было опубликовано в 2006 году. Но уже в начале XX века его интерес стал больше к философии, общественным делам и религии. Во время Первой мировой войны он перешел в протестантизм и под влиянием Масарика и стал заниматься общественными делами.

Философ

Его радикальные взгляды на научную честность, социальную справедливость, свободу человека и национальный вопрос часто противоречили мнению большинства, и даже в университете у него были конфликты с некоторыми из своих коллег. В науке, критиковал современное научное мышление, в частности, немецкую натурфилософию, и упрекал ее в том, что она избегает принимать личные установки и вопросы истины и морали. В книге "Война чехов с немцами", Эмануэлем критикуется современный национализм, как чешский, так и немецкий, а также национальная политика Чехов по отношению к немецкому меньшинству. Радл выступал против идеи "национального государства". Он был одним из первых, кто заметил опасность "немецкой революции" и нацизма. В небольшой книге "Герой нового времени" подчеркивает значение Масарик как философа и человека.

Его последняя и самая известная книга "Утешение философии", которую он написал уже в тяжелом состоянии и депрессии от политического развития, в заботах о будущем Европейского человечества, является великой декларацией верности ценностям истины и добра. Общество охарактеризовало Радла после его смерти "Дон Кихот чешской философии".

Убеждения

После создания Чехословакии в 1918 году, он почувствовал большую ответственность за дальнейшее развитие демократического государства и как ученый и философ. После идеологического разрыва со Зденеком Неедлом, он долгое время работал с евангельским теологом Йозефом Громадкой. Он вел дискуссии о "значении чешской истории", выступал с критикой позитивистской концепции истории. Он читал лекции и опубликовал десятки брошюр и статей на актуальные социальные темы, например: о социальной и национальной справедливости, концепции демократии, против расовых теорий и антисемитизма и в защиту западной концепции свободы человека.

Как спасти цивилизацию от разрушения? Это безнадёжный вопрос нашего времени, тем более отчаявшиеся люди не чувствуют опасности.

Произведения

  • О морфологическом значении двойных глаз у членистоногих (1901)
    • O morfologickém významu dvojitých očí u členovců (1901)
  • Новые наблюдения над фототропизмом животных (английский 1902, немецкий 1903)
    • Nová pozorování o fototropismu zvířat (česky 1902, německy 1903)
  • История теорий развития в биологии 19 века (немецкий 1905 и 1909, 2. издание 1913 года; чешское 1909 и 2006 годов)
    • Dějiny vývojových teorií v biologii 19. století (německy 1905 a 1909, 2. vydání 1913; česky 1909 a 2006)
  • Масарик и Ницше (1910)
    • Masaryk a Nietzsche (1910)
  • Новое учение о центральном нерве (1911, немецкий 1912)
    • Nová nauka o ústředním nervstvu (1911, německy 1912)
  • Научные и философские соображения (1914)
    • Úvahy vědecké a filosofické (1914)
  • Романтическая наука (1918)
    • Romantická věda (1918)
  • Т. Г. Масарик, первый президент (1919)
    • T. G. Masaryk, první president (1919)
  • Масариковский идеал современного героя (1920)
    • Masarykův ideál moderního hrdiny (1920)
  • О нашей нынешней философии (1922)
    • O naší nynější filosofii (1922)
  • Современное суеверие и так называемая оккультная наука (1923)
    • Moderní pověra a tak zvané okultní vědy (1923)
  • Запад и Восток. Философские размышления о путях (1925)
    • Západ a Východ. Filosofické úvahy z cest (1925)
  • О смысле нашей истории (1925)
    • O smysl našich dějin (1925)
  • Христианство после войны в мире и с нами (1925)
    • Křesťanství po válce ve světě a u nás (1925)
  • Современная наука. Его сущность, методы, результаты (1926)
    • Moderní věda. Její podstata, methody, výsledky (1926)
  • Война Чехов с немцами (1928)
    • Válka Čechů s Němci (1928)
  • История философии I (античность и средние века) и II (new age) (1932 и 1933)
    • Dějiny filosofie I. (starověk a středověk) a II. (novověk) (1932 a 1933)
  • Современное состояние философии и психологии (1933)
    • Dnešní stav filosofie a psychologie (1933)
  • О германской революции (1933)
    • O německé revoluci (1933)
  • Политическая идеология судетских немцев (1935)
    • K politické ideologii sudetských Němců (1935)
  • Наука и вера у Коменского (1939)
    • Věda a víra u Komenského (1939)
  • Утешение философии (1946)
    • Útěcha z filosofie (1946)

Примечания