Радлов, Сергей Эрнестович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Радлов, Сергей»)
Сергей Радлов
Дата рождения 23 августа (4 сентября) 1892(1892-09-04)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 27 октября 1958(1958-10-27) (66 лет)
Место смерти Рига, Латвийская ССР, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия театральный режиссёр
Годы активности 1918—1957
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1939
Заслуженный артист РСФСР — 1933 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1939

Серге́й Эрне́стович Ра́длов (23 сентября (5 октября) 1892, Санкт-Петербург — 27 октября 1958, Рига) — советский театральный режиссёр и педагог, драматург, теоретик и историк театра. Заслуженный артист РСФСР (1933), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Коллаборационист, служивший вместе с женой Анной в особом отделе «Винета» Министерства пропаганды Третьего Рейха, занимавшемся антисоветской пропагандой на оккупированных территориях СССР.

Биография

Ранние годы

Сергей Радлов — сын Эрнеста Леопольдовича Радлова. В 1914 году женился на Анне Дмитриевне Дармолатовой (1891—1949), русской поэтессе и переводчице.

В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913—1917 годах сотрудничал со Всеволодом Мейерхольдом в Студии на Бородинской ул. и в журнале «Любовь к трем апельсинам»[1].

В 1918—1919 годах Радлов работал в Петроградском отделении Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, а также в культурно-массовых организациях Петроградского ВО и Балтийского флота.

Театральный деятель

В 1918 году основал Театр экспериментальных постановок, просуществовавший недолго. В 1919 году работал в Театре Народного дома и в театре «Студия». В ноябре 1919 года основал Театр художественного дивертисмента, переименованный в январе 1920 года в Театр народной комедии, который возглавлял до его закрытия в январе 1922 года[1][2].

Радлову особенно удавались массовые театрализованные зрелища: в постановках массовых действ «Блокада России» и «К мировой коммуне» в 1920 году участвовали несколько тысяч человек. В 1922 году он поставил грандиозное зрелище «Победа Революции» в Оперном театре Народного дома[3].

В 1920—30-х годах Сергей Радлов ставил спектакли в Ленинградском академическом театре оперы и балета и в Академическом театре драмы, а также был их художественным руководителем (1931—1934 и 1936—1938 годах соответственно). Одновременно с 1928 года возглавлял созданный им театр, работавший под именем Молодой театр (с 1934 года — Театр-студия под руководством С. Э. Радлова, в 19391942 годах — Театр имени Ленинградского Совета[4][5]), где ставил преимущественно пьесы В. Шекспира: «Отелло» (1932, 1935 — две ред.), «Ромео и Джульетта» (1934, 1939), «Гамлет» (1938). В 1940 году поставил «Бесприданницу» А. Н. Островского. В 1935 году поставил «Отелло» в Малом театре и «Короля Лира» в ГОСЕТе.

Коллаборационист

В марте 1942 года Радловы были эвакуированы с театром в Пятигорск. В августе немцы заняли город, и часть труппы вместе с Радловыми оказалась в оккупации. В январе 1943 года немцы отправили театр в Запорожье, затем в Берлин[3].

Радлов вместе со своей труппой был принят в группу пропаганды для военнопленных и остарбайтеров особого отдела Министерства пропаганды Рейха «Винета», при которой имелись артисты и различные «творческие коллективы»[6]. Группе было поручено обслуживание создаваемых «добровольческих» прогерманских частей из советских военнопленных. Их требовалось охватить средствами информации и пропаганды: прессой, радио, фильмами, брошюрами и т. д.[7]. Радловский театр был поставлен на довольствие как «Драматический ансамбль по обслуживанию лагерей восточных рабочих»[3].

Радловы в конце войны оказались на юге Франции, в местечке Ла Фоссет под Тулоном, где радловская труппа гастролировала в лагерях для советских военнопленных. А после освобождения южного побережья Франции труппа в очередной раз сменила название, став «Ленинградским театром Ленсовета под руководством Сергея Радлова, Заслуженного деятеля искусств СССР»[3].

Осуждение

По предложению советской миссии Радловы 23 февраля 1945 года вернулись в СССР[3]. Были арестованы, обвинены в измене Родине и сотрудничестве с оккупантами и 17 ноября 1945 года осуждены Верховной коллегией Верховного суда РСФСР по ст. 58-1 п. «а» УК РСФСР на десять лет лагерей. Радлов был лишен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР и Ордена Трудового Красного знамени[3].

Оказавшись в "Волгострое" под Рыбинском, Радловы продолжили работать по профессии. Радлов возглавил самодеятельный театр, Анна занималась с актёрами сценической речью . Она умерла от инсульта 23 февраля 1949 года. Узнав о её смерти, Сергей Эрнестович пытался покончить с собой и впоследствии высказался о своей судьбе так: «То, что я продолжаю существовать, доказывает мне, что я трус и подлец и что гнусный инстинкт самосохранения оказался сильнее логики, разума, чувства долга и приличия…»[3]

После расформирования лагеря и его театра в 1951 году Радлова перевели на мехзавод с той же задачей - руководить самодеятельностью[3].

Он был освобождён осенью 1953-го, но без реабилитации и права проживания в Москве и Ленинграде[8].

В Даугавпилсе

Заместитель министра культуры Латвийской ССР Вольдемар Калпиньш вспоминал, что увидев в списке ожидавших приема посетителей Сергея Радлова, он понял, что «такого режиссера нельзя выпускать из республики. Единственная вакансия была в Даугавпилсе. Рассказал, что город не театральный, что в репертуарном и художественном отношениях русский театр в упадке, что городское начальство культурой не интересуется. Сказал, что в Даугавпилсе театр нужно создавать практически заново, из ничего… Это последнее место в республике, но, к сожалению, ничего другого пока нет. Сергей Радлов дал понять, что это его не пугает. Он сказал, что ему нужны сцена и актеры, а со всем остальным он справится. Ждал, когда он начнет говорить о зарплате и жилье. Он, однако, не просил ни зарплаты, ни жилья. Единственная просьба, что у него была, – позволить взять актера Яковлева, который тоже недавно был освобожден из заключения. И хотя актерских вакансий не 6ыло, я согласился. Радлов сообщил, что собирается ставить «Гамлета». Предупредил его, что труппа пестрая и сборная, материальные возможности театра – беднейшие. Ждал, что он начнет просить денег на постановку, на декорации. Но ничего такого он не просил. Со всем соглашался. Понял, что в лагере он работал в тяжелейших условиях, сравнительно с которыми Даугавпилс предлагал ему сказочные возможности»[9].

В октябре 1953 года Радлов начал работать в Даугавпилсе[9].

Бывший артист Калининского театра Василий Яковлев, осуждённый за сотрудничество с оккупантами в организации библиотек, был освобожден в 1949 году и стал актёром Щербаковского (Рыбинского) драматического театра. Повторив поставленный когда-то в лагере спектакль «Гамлет» в Даугавпилсском русском драматическом театре, Радлов вместе с Яковлевым произвели в городе фурор[3]. Во время гастролей в Риге с 15 июня по 25 июля спектакль Радлова оказался более востребованным, чем постановка «Гамлет» Московского театра имени Моссовета, что вызвало возмущение труппы последнего, не ожидавшего такой конкуренции на своих гастролях с 4 июля по 1 августа [9].

Затем Радлов поставил в Даугавпилсе драму Ярослава Галана «Любовь на рассвете» (1953), комедию Карло Гольдони «Брак по дружбе».

В Риге

С 19 октября по 19 ноября 1954 года Радлова командируют в Ригу для работы над спектаклем в Рижский театр русской драмы[9].

11 января 1955 года Радлов был зачислен на должность артиста высшей категории[9], а 25 января переведён очередным режиссёром в Рижский театр русской драмы с окладом 1500 рублей в месяц. Здесь он продолжил «шекспириану» — поставил «Короля Лира» (22 ноября 1954), «Макбета» (1957), в рижском Театре юного зрителя в 1955 — «Ромео и Джульетту» (совместно с П. Хомским, будущим главным режиссёром Московского театра им. Моссовета). Поставил ряд произведений классического репертуара («Ночь ошибок» Голдсмита, «Привидения» Ибсена, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема и несколько пьес советских авторов).

В апреле 1956  года Министерство культуры Латвийской ССР делегировало Радлова с докладом в Москву на шекспировскую» конференцию[9].

В 1957 году был реабилитирован. Мечтая вернуться в Ленинград, он писал своему товарищу Николаю Черкасову: «С тех пор, как я обедал у Вас, я стал и лучше и хуже. Лучше потому, что у меня теперь чистый паспорт, с меня снята судимость и лишения в правах, и я могу жить, где угодно. Хуже потому, что я пережил довольно неприятный инсульт, и с тех пор удивительно остро и болезненно воспринимаю всякие, даже маленькие царапины и щелчки судьбы. Вот почему мысль, что я напишу просьбу пригласить меня в Ленинград и получу отказ, так меня пугает, что я предпочитаю весь остаток жизни безвыездно прожить в Риге, чем пройти сквозь это, пусть даже миниатюрное унижение…»[3]

Летом 1958 года Рижский театр представил в Ленинграде радловские «Привидения» и «Короля Лира», которые активно обсуждались во Всесоюзном театральном обществе. Радлов планировал ставить в Пушкинском театре «Антония и Клеопатру» Шекспира, но эти планы не осуществились.

Режиссёр скончался 27 октября 1958 году, похоронен на кладбище Райниса в Риге. На памятнике надпись — последние слова Гамлета в переводе Анны Радловой:

Пусть будет так… Горацио, я мёртв.
А ты живёшь — так расскажи правдиво
Всё обо мне и о моих делах
Всем, кто захочет знать.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

Творчество

Постановки в театрах

Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп)

Театр народной комедии

  • С. Радлов "Обезьяна-доносчица"
  • С. Радлов "Пленник"
  • У. Шекспир "Виндзорские проказницы"

Театрально-исследовательская мастерская С. Э. Радлова

Академический театр драмы — Александринский театр

Акопера (Мариинский театр)

Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ)

  • М. Даниэль "Четыре дня" (1931, совместно с С. Михоэлсом)
  • У. Шекспир. «Король Лир» (1935)

Малый театр

  • У. Шекспир. «Отелло» (1935)

Театр под руководством С. Э. Радлова

  • Б. Папаригопуло, «Взрыв» (1931)
  • У. Шекспир. «Отелло» (1932, 1935)
  • Г. Ибсен. «Привидения» (1933)
  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (1934, 1939)
  • А. Афиногенов. «Далёкое» (1935)
  • А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», 1937)
  • У. Шекспир. «Гамлет» (1938)
  • А. Н. Островский «Бесприданница» (1940)
  • О. Уайльд. «Идеальный муж» (1940)
  • А. Дюма. «Дама с камелиями» (сезон 1941/42, в блокадном Ленинграде)
  • У. Шекспир. «Гамлет» (1942, Запорожье)
  • А. Н. Островский. «Без вины виноватые» (1943, Франция)

Даугавпилсский театр

  • У. Шекспир. «Гамлет» (1954)

Рижский русский драматический театр

  • У. Шекспир. «Король Лир» (1954)
  • У. Шекспир. «Макбет» (1957)

Рижский театр юного зрителя

  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (совместно с П. Хомским, 1955).

Оперетты (на разных сценах):

  • «Девушка-сыщик» (1924)
  • «Соня». (1926)
  • В. Ранцатто. «Женихи на колёсах» (1927)

Массовые зрелища (Петроград)

Семья

Жена (с 1914 года) — Анна Дмитриевна Дармолатова (1891—1949), русская поэтесса и переводчица. Летом 1926 года супруги развелись, Анна вышла замуж за инженера Корнелия (Корнилия) Павловича Покровского (1891—1938), причём они продолжали жить в одной квартире, как и ранее. Об этом «mariage de trois» упомянул вернувшийся в СССР из эмиграции Д. П. Святополк-Мирский в одном из своих писем, назвав Радлову «…the wife of two men, one of whom is a verу old friend of mine…». В 1938 году Покровский, на протяжении многих лет входивший в круг поэта Михаила Кузмина, в ожидании очередного ареста покончил с собой, оставив предсмертные письма Радлову и своей бывшей жене[10][11].

После смерти жены Сергей Эрнестович принимал в Риге и на даче в Юрмале (Асари, ул. Семафора, 6) её сестру, скульптора Сарру Дмитриевну Лебедеву (1892-1967).

В Даугавпилсе, а потом Риге у С.Э. Радлова были отношения с врачом Надеждой Романовной Бакаловой[9].

Сочинения

  • Радлов С. Э. Статьи о театре: 1918 – 1922. — Петроград: Центральное кооперативное издательство "Мысль", 1923. — 95 с.
  • Радлов С. Э. Десять лет в театре. — Л.: Прибой, 1929. — 328 с.
  • Radlovs Sergejs. Aristofans - mūsu laikabiedrs [Аристофан - наш современник] // Literatūra un Māksla. 1954. № 52. 26 дек. С.8. (на латышском языке)[9].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кириллов А. А. Радлов С.Э. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  2. ИРЛИ. Фонд 654. Оп. 8. Ед. хр. 91.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Сергей Евгеньев. Маршрут «Париж – Лубянка». Вести Санкт-Петербург (20 июля 2022).
  4. К. Эд. Радлов, Сергей Эрнестович // Театральная энциклопедия (Гл. ред. П. А. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 4.
  5. Не следует путать с ленинградским Новым театром, переименованным в Театр им. Ленсовета в 1953 году
  6. Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  7. Жуков, Дмитрий Александрович. Власовцы и нацистская пропаганда. — М., 2000. — ISBN 5-88979-075-7. — c. 30-32.
  8. Кена Видре. В мастерской у Фалька // «Вестник» : журнал. — 14 апреля 2004. — № 8(345).
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Борис Равдин. СЕРГЕЙ РАДЛОВ - К ПОСТАНОВКЕ РИЖСКОЙ БИОГРАФИИ. Русские Латвии. Рижский альманах. Кн.3. - Рига, ЛОРК, 2012, стр. 180-202 (2012).
  10. Кузмин М. Дневник 1934 года. — СПб., 1998. — С. 381—382.
  11. Брат Корнилия Покровского Владимир (1893—1973), тоже инженер, был отчимом детского писателя Гергия Юрмина.

Литература

  • Золотницкий Д. И. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. — СПб., 1999.
  • Сальман М. Г. О Сергее Радлове и Осипе Мандельштаме (по архивным источникам) // Slavica Revalensia. V. Таллинн: Издательство Таллиннского университета, 2018. С. 133 – 208.

Ссылки