Рабис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рабис
Направление популярная музыка
Истоки армянская национальная музыка, арабская музыка
Время и место возникновения 1970-е—1980-е годы, Армянская ССР
Музыкальные инструменты дудук, зурна, кларнет, дхол, синтезатор
Годы расцвета с середины 1980-х по 1990-е годы, с середины 2000-х годов по настоящее время
Поджанры
Шаран, Эстрадный рабис
Родственные
Арабеска

Рабис (арм. Ռաբիս) или рабиз (арм. Ռաբիզ) — жанр армянской популярной музыки, отличающийся своей лирикой и танцевальными синтезированными мелодиями в размере 6/8 с элементами арабской и армянской народной музыки.

Происхождение названия

Несмотря на широкое использование термина, этимология или определение слова "рабис" не совсем понятна. Согласно некоторым источникам, оно происходит от русского словосочетания "работники искусства", использовавшегося в советское время для обозначения союзов, которые специализировались на создании новой музыки.[1] По другим версиям, он арабского происхождения. Слово «раб» на арабском языке означает создатель или бог, а слово «азиз» означает возлюбленный [2] .

История

Советское время

Понятие рабис появилось в советское время. Для того, чтобы объединить деятелей искусства в одну организацию, в начале 1920-х годов был создан Союз работников искусств СССР, соответственно армянское территориальное подразделение РАБИСА. Некоторое время спустя творческие союзы были образованы, а РАБИС превратился в учреждение музыкантов-любителей занимающихся свадьбами и похоронами [3] .

Представители этого жанра и их слушатели, официально стали считаться маргинальным слоем, а музыка, соответственно, маргинальной. Рабис был отвергнут советской властью, противостоящей не только советскому «культурному человеку» (передовому, развитому), но и национальному идеалу армянского человека.

Музыкантам не разрешали доступ на радио и телеканалы, они не освещались в средствах массовой информации. Рабис распространялся благодаря тайным вечеринкам и другими торжествам на которых пели песни данного жанра.

Рабис начал стать популярным 1980-е годы. Карабахское движение дало толчок к развитию этого жанра, поскольку помимо любовных песен начали петь и патриотические песни.

Независимая Армения

После распада СССР и обретение Арменией независимости, рабис стал более массовым жанром музыки и больше не считалась маргинальной.

В середине 1990-х начали появляться разные телевизионные программы в которых приглашали исполнителей рабиса, начали выпускаться альбомы и кассеты, многие песни данного жанра стали хитами.

Новым пиком популярности рабиса стала середина 2000-х годов. Появился поджанр рабиса - эстрадный рабис, исполнение которого было похоже на классическую форму, но отличался более мягким звучанием и сочетанием с электронной музыкой и другими музыкальными жанрами.

Музыкальное описание

По мнению критиков, рабис имеет арабское или турецкое происхождение. Это объясняется тем, что многие песни этого жанра имеют сходство с песнями турецкого жанра арабеска. Вокальный тон обычно поется тенором и имитирует традиционные, а также основные вокальные стили, которые можно услышать в турецкой или арабской музыке, при этом певец подпевает вместе с основной мелодией в своего рода импровизации, обычно с вибрато, если таковое возможно. Рабис обычно исполняется с оркестром, состоящей из вокалиста, клавишника, дудукиста или кларнетиста (или оба музыканта), также дхолиста.

В последние годы происходит синтез между рабисом и другими жанрами, такими как поп, хип-хоп, электронная танцевальная музыка и другие.

Темы песен

Темы песен в основном о любви (в том числе о безответной любви), тоске, печали, горя и боли.

Распространение

За пределами Армении рабис пользуется популярностью в армянской диаспоре, особенно в России и США (в основном в Лос Анджелесе и Глендейле).

Разновидности рабиса

  • Шаран (арм. Շարան) — является видом рабиса, в котором песни объединены одной темой, написанны в одной или одноимённых тональностях, а в разных тональностях связанны модулирующей последовательностью аккордов. Исполняется во время свадьбы и других торжеств. Схож с попурри.
  • Эстрадный рабис (арм. Էստրադային ռաբիս) — поджанр рабиса, исполнение которого похоже на классическую форму, но отличается более мягким звучанием и сочетанием с электронной музыкой и другими музыкальными жанрами. Наиболее популярный вид данного жанра. Часто исполняется с оркестром. Известные исполнители — Арменчик, Арман Ованнисян, Тата Симонян, Арташ Асатрян, Тигран Асатрян и другие.

Сленг

В сленге рабиза есть как общие жаргонные выражения, так и заимствования из иностранных языков и специфические понятия. Некоторые популярные примеры:

  • кярту (арм. քյարթու) — синоним рабиса
  • цавд танем (арм. ցավդ տանեմ) — унесу твою боль
  • сртит мернем (арм. սրտիդ մեռնեմ) — дословно — умру за твоё сердце
  • кянк джан (арм. կյանք ջան) — (дословно - моя жизнь) обращение к любимой(ому) или к человеку кто тебе симпатичен
  • нанар (арм. նանար) — красавица
  • кайфот (арм. կայֆոտ) —хорошая(ий),классный(ая)
  • локш (арм. լոքշ) — скука
  • натури (арм. նատուռի) — действительно
  • анкап (арм. անկապ) - бессмысленно

Стереотипы образа жизни

Негатив у ряда популярных певцов и любителей песен заключается в стереотипах относительно внешнего вида, образа жизни и образа мышления таких людей [2] .

Среди них:

  • Большое материальное богатство,
  • Эксклюзивная одежда, особенно узкие, туфли на высоком каблуке с «острым» («перцем»).
  • Сленг с большим количеством русских слов
  • Доминирующая мужественность или ярко выраженная женственность

Известные исполнители

См. также

Заметки

  1. Ivan Biliarsky, Ovidiu Cristea, Anca Oroveanu. The Balkans and Caucasus: Parallel Processes on the Opposite Sides of the Black Sea. — Cambridge Scholars Publishing, 2012-01-17. — 349 с. — ISBN 978-1-4438-3705-7. Архивная копия от 5 июля 2022 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 Քրիստիան Կարպիս. Ռաբիս երևույթը (անգլերեն) (11 декабря 2007). Дата обращения: 2009 թ․ ապրիլի 28. Архивировано 22 октября 2019 года.
  3. Բերդ Բաբայան. Ազգ օրաթերթ - մշակույթ - Ազգային մշակույթը հարկավոր է պահպանել ինչպես Երկրի պետական սահմանը (6 октября 2007). Дата обращения: 2009 թ․ ապրիլի 28. Архивировано 14 октября 2007 года.

Внешние ссылки