Раббота Хо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Раббота Хо
Слева направо: Константин Довженко, Игорь Грановский, Сергей ПоповичСлева направо: Константин Довженко, Игорь Грановский, Сергей Попович
Основная информация
Жанры Альтернативный рок, экспериментальный рок, авангардный рок
Годы 19872000-е
Место создания Киев
Язык песен русский
украинский
Состав (по состоянию на 2001 год)
Сергей Попович
Михаил Мартынчук
Тала Мюллер
Георгий Тараман
Бывшие
участники

Игорь Грановский
Константин Довженко
Николай Игнатенко
и др.

«Раббота Хо» — советская и украинская рок-группа. Существовала с конца 1980-х по 2000-е годы в Киеве. Одни из первых представителей украинского альтернативного и авангардного рока.

В конце 1980-х годов группа получила достаточно широкую известность как в УССР, так и в остальном СССР. Магнитоальбому «Репетиция без оркестра», увидевшему свет в 1989 году, посвящена отдельная глава книги «100 магнитоальбомов советского рока» А. Кушнира.

История

Группа возникла в 1987 году под названием «Вавилон». В её состав вошли Сергей Попович (вокал, гитара), Юрий Михайличенко (вокал, бас), Игорь Грановский (клавишные) и Константин Довженко (ударные)[1]. «Вавилон» принял участие в фестивалях «Молодёжный перекрёсток», «Рок-диалог» и Пятом фестивале Мира, а также записал два магнитоальбома: «Взъерошенное дерево» (1987) и «Потенция» (1988)[2]. Музыка первого альбома напоминала традиционный «ленинградский рок», но уже на втором альбоме стали активно использоваться элементы авангардного рока[3].

В начале 1988 года группу покинул басист Михайличенко. Оставшееся трио музыкантов сменило название на «Раббота Хо»[2]. Басовые партии Грановский стал использовать на клавишном синтезаторе «Эстрадин»[4]. Вместе с коллективами «Коллежский Асессор» и «Воплі Відоплясова» группа составила творческое объединение «Рок-Артель»[5].

«Раббота Хо» в 1988—1989 годах активно гастролировала по СССР от Западной Украины до Владивостока (где их «разогревала» группа «Мумий Тролль», ещё не имевшая широкой известности[5]). Группа выступала на крупных фестивалях, таких как «Литуаника-88» (Вильнюс), «Северная муза-89» (Таллин), «Рок-Аврора» (Ленинград), «СыРок» (Москва). Сборник концертных записей 1988—1989 годов получил хождение как магнитоальбом под названием «Фельдфебельский романс»[2][6].

В числе поклонников «Рабботы Хо» был Егор Летов, предложивший музыкантам выступать вместе. Однако идея не получила развития. Но и первый студийный альбом собственного материала группы, получивший название «Репетиция без оркестра», был записан не с первой попытки и увидел свет только в самом конце 1989 года. Две композиции были записаны в студии Дома Союза композиторов УССР профессиональным звукорежиссёром Аркадием Вихаревым, остальные четыре представляли собой демо-записи[4].

В 1990 году группу покинули Грановский и Довженко, вместо которых пришли басист Николай Игнатенко и барабанщик Дмитрий Пидлуцкий[6]. Однако Пидлуцкий недолго продержался в составе, и после его ухода Попович стал использовать вместо живых ударных советский ритм-бокс «Лель», который на концертах даже представляли как одного из участников группы. С таким инструментарием «Раббота Хо» в 1991 году выпустила альбом «Танец»[1][7].

В первой половине 1990-х годов группа продолжала концертную деятельность и принимала участие в ряде крупных украинских фестивалей, но в 1995 году фактически распалась. На основе записи последнего концерта в Киеве (совместно с сессионным клавишником Виктором Пушкарём[7]) был создан альбом «Гадкие лебеди», выпущенный в том же 1995 году[2].

Параллельно в 1990-е годы Попович основал домашнюю студию звукозаписи «Action Voices», а также сотрудничал с группой «Воплі Відоплясова» в качестве звукорежиссёра[4] и продюсировал гранж-группу «Танкі», в которой участвовала его жена Тала Миллер[1].

В сентябре 2000 года «Раббота Хо» была возрождена Поповичем совместно с совершенно новыми участниками (Тала Миллер — бас, Михаил Мартынчук — гитара, Георгий Тараман — семплеры). В 2001 году в обновлённом составе был выпущен мини-альбом «Любовь/Нелюбовь». Тогда же увидели свет переиздания трёх выпущенных ранее студийных альбомов, выполненные лейблом «J.R.С.»[1]. Однако вскоре Попович эмигрирует в США, на чём история группы окончательно завершается[3].

Название

Участники группы отказывались комментировать смысл и происхождения названия «Раббота Хо». Однако в кругу музыкантов ходила шуточная поговорка: «Раббота не Хо, в лес не убежит»[8]. Кроме того, в одной из композиций присутствовали строчки: «Три муравья, разгрызая стекло, производят хо»[4].

Музыкальный стиль

Во время переходного периода от стилистики «Вавилона» к «Рабботе Хо» новыми творческими ориентирами группы стали The Doors, King Crimson, The Stranglers, The Clash, Talking Heads и зарубежные постпанк-группы, а барабанщик начал использовать восточные ритмы[3].

Эстетику обновлённого коллектива участники стали определять как «депрессивный оптимизм»[6], а используемые в композициях образы, по их словам, были навеяны книгами братьев Стругацких и Карлоса Кастанеды, а также фильмами Александра Сокурова и Андрея Тарковского. При создании новых композиций музыканты стремились уйти как можно дальше от традиционной песенной формы[4].

Александр Кушнир посвятил альбому «Репетиция без оркестра» главу своей книги «100 магнитоальбомов советского рока». В ней называет композиции группы «авангардно-симфоническими произведениями» и «урбанистическими конструкциями, сыгранными в духе самых тягучих и безотрадных произведений Cure»[4].

Музыка «Рабботы Хо» продолжала носить экспериментальный характер и в постсоветский период, несмотря на падение интереса массового слушателя к творчеству группы[3].

Состав

Последний состав (2000-е гг.)

  • Сергей Попович — вокал, гитара
  • Михаил Мартынчук — гитара
  • Тала Миллер — бас
  • Георгий Тараман — семплеры

Участники более ранних периодов

  • Юрий Михайличенко — бас (1987—1988)
  • Игорь Грановский — клавишные (1987—1990), синтез-бас (1988—1990)
  • Константин Довженко — ударные (1987—1990)
  • Николай Игнатенко — бас (1990—1995)
  • Дмитрий Пидлуцкий — ударные (1990)
  • Виктор Пушкарь — клавишные (1995)

Дискография

Под названием «Вавилон»

  • 1987 — Взъерошенное дерево
  • 1988 — Потенция

Под названием «Раббота Хо»

  • 1989 — Фельдфебельский романс (концертные записи 1988—1989)
  • 1989 — Репетиция без оркестра (переиздан в 2001 году под названием «Репетиция без оркестра, часть 1: Фельдфебельский романс»)
  • 1991 — Танец (переиздан в 2001 году)
  • 1995 — Гадкие лебеди (переиздан в 2001 году под названием «Репетиция без оркестра, часть 2: Гадкие лебеди»)
  • 2001 — Любовь/Нелюбовь (мини-альбом)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Раббота Хо (укр.) (недоступная ссылка). Черемшина (27 сентября 2006). Дата обращения: 10 октября 2020. Архивировано 22 октября 2007 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Раббота Хо. Энциклопедия KM.RU. Дата обращения: 10 октября 2020. Архивировано 4 июня 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Шерман Дрозд. Танцы в солидоле. Сергей Попович о группе «Раббота ХО». Амнезія (12 июня 2019). Дата обращения: 10 октября 2020. Архивировано 10 октября 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Кушнир А. И. «Раббота Хо» — Репетиция без оркестра (1989) // 100 магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М.: Аграф, Крафт+, 1999. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1.
  5. 5,0 5,1 Раббота Хо (укр.). Рок-Око. Альманах Олександра Євтушенка. Дата обращения: 10 октября 2020. Архивировано 20 августа 2015 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Алексеев А. С., Бурлака А. П., Сидоров А. И. Раббота Хо // Кто есть кто в советском роке. — М.: Издательство МП «Останкино», 1991. — 320 с. — ISBN 5-86018-001-2.
  7. 7,0 7,1 Роман Піщалов. Київський індіпендент 1987—1994 (укр.) (недоступная ссылка). Аутсайдер. Журнал про сучасну музику. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 4 ноября 2007 года.
  8. Роббота Хо (укр.). Інф. «Гучномовець». Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.

Литература

Ссылки