Красиков, Пётр Ананьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Пётр Красиков»)
Пётр Ананьевич Красиков
Дата рождения 5 (17) октября 1870(1870-10-17)
Место рождения Красноярск, Российская империя
Дата смерти 20 августа 1939(1939-08-20) (68 лет)
Место смерти Железноводск, СССР
Супруга Виктория Пржигодская

Пётр Ана́ньевич Кра́сиков (5 (17) октября 1870, Красноярск, Российская империя — 20 августа 1939, Железноводск, СССР) — русский революционер и советский политический деятель.

Биография

Родился 5 октября 1870 года в Красноярске в семье юриста. Дед — Касьянов, Василий Дмитриевич был протоиереем Красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора.

В 1891 году, после окончания Красноярской гимназии, Пётр Ананьевич поступает в Петербургский университет. В университете включается в политическую жизнь.

В 18921893 годах дважды посещал Швейцарию, встречался с русскими марксистами, познакомился с деятелями группы «Освобождение труда» — Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом и В. И. Засулич.

29 марта 1894 года, через день после возвращения из-за границы, Пётр Ананьевич был арестован. Его держали в Доме предварительного заключения, а затем в одиночной камере Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.

В ноябре 1894 года сестра Красикова Евгения добилась разрешения взять его на поруки, и 30 декабря 1894 года Пётр Ананьевич приехал в Красноярск. Позднее было прислано извещение петербургского жандармского управления о высылке его под гласный надзор полиции на 3 года по месту жительства родителей, то есть в Красноярск.

Красиков устраивается на работу в Ангарское пароходство на должность приемщика грузов.

В 1895 году, несмотря на полицейский надзор, Красиков сумел создать первый в Красноярске марксистский кружок среди учащихся фельдшерско-акушерской школы.

В 1895 году в Красноярск приезжает Ленин. Красиков знакомится и сближается с Лениным.

Вместе с Лениным участвовал во встречах с политическими ссыльными, жившими в Красноярске или останавливавшемся здесь проездом. Он виделся с товарищами Ленина по Петербургскому «Союзу борьбы». А после их отъезда встречал каждую партию ссыльных, помогал им.

За переписку и связь с политическими ссыльными Красикову был продлен срок гласного надзора полиции ещё на один год, до 30 августа 1899 года. В декабре 1899 года Красиков избрал местом жительства Псков, вошёл в местную группу искровцев. Занимался нелегальной перевозкой «Искры» из Германию в Россию. Был под судом в Германии, где его защищал Карл Либкнехт. Осуждён, но выпущен под залог.

В 1903 году на II Съезде РСДРП представлял Киевский комитет[1], вместе с Лениным и Плехановым, входит в состав бюро Съезда.

В 1905 году Красиков заведовал агитационным отделом Петербургского комитета партии. На III съезде РСДРП был делегатом с совещательным голосом.

В дни Февральской революции 1917 года принимал участие в организации Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

После революции занимает должность председателя военно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Военно-Революционном комитете Петроградского Совета.

C 1918 года заместитель Наркома юстиции. Один из организаторов атеистического воспитания в СССР. Вместе с М. В. Галкиным инициатор создания журнала «Революция и церковь», был ответственным редактором этого журнала[2].

С 1924 года прокурор Верховного суда. В этом качестве во главе комиссии посетил первый исправительно-трудовой лагерь на Соловках, опубликовав в журнале "СЛОН" подробный отчёт о своих впечатлениях[3].

С 1933 года заместитель председателя Верховного суда СССР[4]. Выступал как оппонент Вышинского.

Был делегатом многих съездов партии, членом ВЦИК и ЦИК СССР ряда созывов. Принимал участие в разработке Конституции РСФСР 1918 года и СССР 1924 и 1936 годов.

20 августа 1939 года умер в Железноводске, где находился на лечении, и был там похоронен.

Поездка на Соловки

Прокурор Верховного Суда СССР П. А. Красиков отчитался о результатах проверки Соловецкого лагеря и Кемского пересыльного пункта осенью 1924 года. Он отметил, что последний был построен англичанами для своего десанта и в 1924 году был капитально отремонтирован, снабжен печами, кухнями, лазаретом с аптекой и медицинским персоналом. Сообщение с Соловками осуществляют в навигацию два парохода, путь до Москвы занимает 36-38 часов, а переход от Кеми до Соловков 2 часа[5][3].

Хозяйство СЛОН обеспечивает почти полную годовую потребность лагеря в мясе и молоке, а всего в хозяйстве трудятся около 3000 человек в различных отраслях. Ведутся ремонты после разрушительного пожара 1923 года, строится новая электростанция, поддерживаются в порядке каналы. Исправительно-трудовой принцип реализуется в досрочном освобождении заключённых, отметившихся безупречным трудом. Пищевой паёк удовлетворительный, а в бытовом отношении лучшие условия предоставлены так называемым политическим, которые питаются намного лучше уголовников и даже лучше красноармейцев, некоторые из них имеют диетический стол с белым хлебом и маслом. Они также без ограничения могут получать с воли посылки, в которым им присылают шоколад, какао, масло, в общем количестве 500—600 пудов в год. Помещения монашеских скитов, отведенные им, являются лучшими на островах: они прекрасно отапливаются, имеют просторные светлые комнаты с видами на море и лес. Решеток, стражи внутри домов нет. Политические никакими работами не заняты, усматривая в этом нарушение своей свободы. Они только должны готовить себе пищу из отпущенных продуктов и поддерживать порядок в помещениях, с чем справляются не очень хорошо. Даже заготовку дров для политических их силами администрации наладить не удается. Всего политических осуждённых на конец 1924 года было 320—330 человек, включая женщин и детей, как родившихся на Соловках, так и привезенных родителями с собой, отмечает прокурор. Уголовные осуждённые относятся к ним отрицательно, так как считают, что те ведут паразитический образ жизни и выдвигают чрезмерные требования к администрации: например, электрического освещения не до 12 ночи, а круглосуточно, размещения приезжающих гостей не в гостинице, а в изоляторе вместе с ними, прогулок не до 18.00, а в любое время суток. Свое сидение в лагере политические изображают как борьбу с советской властью, а апеллируют при этом к заграничной прессе. При обсуждении возможности бюджета удовлетворять растущие требования политических их старосты заявили: «Какое нам дело до ваших бюджетов! Наше единственное желание — чтобы ваш бюджет лопнул, и мы рады по мере сил способствовать этому. Ваша обязанность доставлять нам все, что нам нужно и необходимо»[3].

Культурно-просветительная работа особенно необходима в зимний период, когда прекращается навигация и связь с материком поддерживается только почтой и радио. В лагере работают библиотека, научные и просветительские кружки, читаются лекции, работает театр, спортивные секции[3].

В центральном лагере имеется больница, на лагерных пунктах — лечебные пункты. За год они получили лекарств на 2000 рублей. Нуждающиеся в смене климата или длительном лечении переводятся с Соловков на материк. За год не было отмечено ни одного случая неоказания помощи заболевшему или смерти от болезни[3].

Сочинения

  • Письмо к товарищам о Втором съезде Р. С.-Д. Р.П. / Павлович [псевд.]; РСДРП. — Женева : тип. Партии, 1904. — 24 с.
  • Женщина, религия и коммунизм. — Революция и церковь № 2 1919. — стр. 1-2
  • Религиозная хитрость. (Письмо в редакцию). — Революция и церковь № 2 1919. — стр. 23-25
  • Крестьянство и религия. (Доклад по религиозному вопросу на съезде коммунаров, в декабре 1919 года) — Революция и церковь № 6-8 1919. — стр. 1-15
  • Советская власть и церковь. — М.: Нар. ком. юст., 1920. — 8 с. (Антирелигиозная библиотека журнала «Революция и церковь» Вып. 1).
  • Крестьянство и религия : [Доклад по религиозному вопросу на Всерос. съезде коммун и артелей 5-го дек. 1919 г.]. — М.: Нар. ком. юст., 1920. — 16 с. (Антирелигиозная библиотека журнала «Революция и церковь» Вып. 4).
  • Слово к военнопленным / А. Павлович. — Одесса : Всеукриздат. [Одес.] губ. отд-ние, 1920. — 8 с.
  • Кому помогают те, кто противится обмену церковных ценностей на хлеб для голодающих / П. Красиков ; Главполитпросвет. — М.: ГИЗ, 1922. — 16 с.; 17 см.
  • На церковном фронте. (1918—1923). — М.: Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. — 311 с.
  • Избранные атеистические произведения / [Ред. коллегия: … д-р философ. наук, проф. А. Ф. Окулов (пред.) и др.]. — М. : Мысль, 1970. — 270 с. : ил. (Научно-атеистическая б-ка/ Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма).

Память

Именем П. А. Красикова названы улицы в Красноярске (бывшая 15-я Продольная), Железноводске. С 1963 по 1992 имя Красикова носила также улица в Москве, вошедшая затем в состав Нахимовского проспекта. В память об этом на одном из домов по Нахимовскому повесили мемориальную доску. В Кривом Роге есть улица Красикова (бывшая Канадская). До распада СССР в Эстонском морском пароходстве был теплоход «Петр Красиков»

Примечания

  1. 07904. www.knowbysight.info. Дата обращения: 16 ноября 2021. Архивировано 27 апреля 2014 года.
  2. Революция и церковь // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Красиков, П.А. Соловки // СЛОН : журнал. — 1924. — № 9-10. — С. 13-20.
  4. Выставка по материалам Дома Плеханова Российской национальной библиотеки «В. И. Ульянов: соратники и оппоненты». Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано 21 августа 2014 года.
  5. СЛОН, № 9-10. Русский Север, электронная краеведческая библиотека. УСЛОН (1924).

Литература