Пьячентини, Марчелло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марчелло Пьячентини

Марчелло Пьячентини (итал. Marcello Piacentini, 8 декабря 1881, Рим — 18 мая 1960, Рим) — архитектор итальянского новеченто.

Творческая биография

Марчелло Пьячентини был сыном архитектора Пио Пьячентини. Учился в Академии Художеств и на инженерном факультете Римского университета. В 1901—1904 годах учился в Академии Святого Луки в Риме. Много путешествовал по Австрии и Германии. Усвоив уроки югендстиля и опыт Венских мастерских, Пьячентини создал собственный упрощённый, слегка модернизированный вариант неоклассического стиля, полностью соответствующий идеологии итальянского новеченто[1].

В 1921 году вместе с Густаво Джованнони руководил журналом «Архитектура и декоративные искусства» (Architettura e Arti Decorative). В 1922—1942 годах работал для фашистского диктатора Бенито Муссолини по всей Италии. В 1929 году Муссолини назначил Марчелло Пьячентини членом Академии Италии (dell’Accademia d’Italia).

Одна из ранних построек Пьячентини — башня Института национального страхования в Брешии на Пьяцца делла Виттория (1927—1932) высотой 57,25 м — является одним из первых высотных зданий Европы. Пьячентини — автор многих градостроительных проектов, вдохновлённых политикой социалистической партии Муссолини, в первую очередь возведение зданий Римского Университета (1932—1935), а также комплекса EUR: Международной выставки 1942 года в Риме (Esposizione Universale di Roma) совместно с Джузеппе Каппони, Джованни Микелуччи, Джо Понти, Гаэтано Раписарди, Джузеппе Пагано и другими (1938—1942). Он проектировал выставочные павильоны Италии для международных выставок в Брюсселе (1910), Сан-Франциско (1915) и Париже (1937)[2].

Пьячентини проповедовал архитектуру рационализма и искал её основы в греко-римской античности, он заявлял в 1930 году: «Я вижу нашу архитектуру в великом самообладании и в идеальной мере. Она примет новые пропорции, допускаемые новыми материалами, но всегда подчиняя их божественной гармонии, которая является сутью всех наших искусств и нашего духа. Она станет всё чаще отказываться от пустых формул и бесцветных повторений, утверждая абсолютную простоту и искренность форм, но не всегда сможет решительно отвергнуть изящество уместного украшения»[3].

Марчелло Пьячентини руководил всеми проектами по генеральному развитию города Рима, например, устройством новой улицы Via della Conciliazione от Пьяцца Сан-Пьетро к Замку святого Ангела (1936—1950). После Второй мировой войны он успешно прошёл формальную процедуру «очищения» (un’effimera epurazione) и работал в должности профессора урбанистики на факультете архитектуры римского университета Сапиенца до 1955 года.

Совместно с инженером Пьером Луиджи Нерви он был автором Дворца спорта EUR (Palazzo dello Sport dell’EUR, 1957). Отношение к личности Пьячентини, творчество которого на протяжении длительного времени было связано с фашистским режимом, неоднозначно, поскольку неоспоримо его архитектурное мастерство и общественное значение его построек. Идейные убеждения и личные пристрастия Пьячентини также были достаточно широки. В библиотеке университета Сапиэнца хранится «Фонд Пьячентини»: более двух тысяч томов и шестидесяти периодических изданий, подаренных университету в 1970-х годах дочерью выдающегося архитектора Софией Аннези Пьячентини. Такой же фонд хранит библиотека Технологического университета Флоренции.

Некоторые постройки

Примечания

  1. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 487
  2. Guttry I. Guide to Modern Rome from 1870 until Today. Roma: Edizioni De Luca, 2001. P. 156
  3. Marcello Piacentini architetto 1881—1960, Gangemi Editore, ISBN 978-88-492-5005-3. URL consultato il 10 gennaio 2016

Ссылки