Психоз (роман)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Психоз
Psycho
Автор Роберт Блох
Жанр триллер
Язык оригинала английский
Оригинал издан 1959 (США)
Издатель Simon & Schuster

«Психоз» (англ. Psycho), также известный под названиями Психо и Психопат — психологический роман-триллер 1959 года, написанный американским писателем Робертом Блохом. Трижды был экранизирован — Альфредом Хичкоком, Гасом Ван Сентом и Такером Гейтсом (сериал «Мотель Бейтса») .

Сюжет

Норман Бейтс — холостяк среднего возраста, чьей жизнью управляет властная мать Норма, вместе с которой они держат небольшой мотель в городе Фэйрвэл, штат Калифорния. Их бизнес чахнет после того, как шоссе было перенесено дальше от мотеля. Однажды, прямо посреди ужасной ссоры между матерью и сыном приезжает новый постоялец — девушка по имени Мэрион Крэйн, сбежавшая после кражи $40 тысяч из агентства недвижимости, в котором она работала. Деньги она хочет потратить на свадьбу и совместную жизнь со своим любовником Сэмом Лумисом. Норман застенчиво просит девушку пообедать с ним, что приводит в ярость его мать — Мэрион слышит её крики «Я убью эту суку!».

Во время ужина, между Норманом и Мэри происходит разговор, во время которого девушка предлагает отдать женщину в психиатрическую клинику, но Норман уверяет, что его мать находится в здравом уме. Вернувшись в номер, Мэрион решает вернуть деньги и принять последствия своего поступка. Несколько минут спустя в её номере появляется старуха, которая убивает девушку кухонным ножом, а затем обезглавливает. Напившись после ужина, Норман теряет сознание, а придя в себя мужчина обнаруживает труп Мэрион. После долгих размышлений и желания сдать мать властям, Норман решает спрятать тело Мэрион.

Тем временем, Сэм знакомится с сестрой Мэри, Лайлой, которая обеспокоена исчезновением девушки. С ними обоими встречается Милтон Арбогаст — частный следователь, нанятый боссом Мэрион для поиска денег. Вскоре зацепки приводят его к мотелю Бейтса, и после разговора с Норманом понимает, что тот что-то от него скрывает. Он звонит Лайле и сообщает ей о своих догадках, а затем направляется в дом Бейтсов, где вновь происходит страшное убийство.

Сэм и Лайла приезжают в Фэйрвэйл в поисках Арбогаста. Там они знакомятся с шерифом, который говорит им, что миссис Бейтс давно умерла: она отравила себя и своего любовника Джо Консайдена. Юный Норман нашёл тела и получил психологическую травму, в результате чего провёл некоторое время в психиатрической клинике. Так молодые люди приезжают в мотель, и пока Сэм отвлекает внимание Нормана, Лайла пробирается в дом Бейтсов, где находит мумифицированный женский труп. В ту же минуту на неё нападает старуха с ножом, оказавшаяся переодетым в костюм матери Норманом. Сэм, на которого напал Норман после того, как Лайла отправилась в дом, приходит в себя и спасает женщину. Затем приезжает полиция и арестовывает Бейтса.

В участке следователь сообщает, что выяснилось, что это Норман отравил мать и её любовника. Она была деспотичной женщиной, которая воспитывала сына в строгости, уверяя, что секс — это грех, а все женщины вокруг — шлюхи. Когда же у Нормы Бейтс появился любовник, Норманом овладела ревность, и он убил обоих. В итоге, чтобы подавить в себе чувство вины, Норман развил в себе вторую личность — личность его матери, которой приписывал убийства других девушек, не только смерть Мэрион.

Истоки

В ноябре 1957 года, за два года до выхода романа, Эд Гин был арестован в своём родном городе Плэйнфилд, штат Висконсин за убийство двух женщин. Когда полиция обыскала его дом, то нашла посуду, мебель, а также множество изделий быта, изготовленных из человеческой кожи и частей тела. Психиатры, осмотревшие Гина пришли к выводу, что он пытался создать себе подобие женского костюма, чтобы притворяться своей умершей матерью, которую соседи описывали как пуританку с жёстким и властным характером.

На момент ареста Гина Блох жил всего в 35 милях (56 километрах) от Плэйнфилда, в городе под названием Вэйавега. Услышав о страшных событиях, но не знакомый с деталями этой криминальной истории, Блох начал писать роман о человеке, живущем по-соседству, и оказавшимся настоящим затаившимся монстром. Много лет спустя, когда подробности дела всплыли наружу, Блох удивился тому, как точно он продумал Нормана Бейтса, и как он похож на Эда Гина[1]. Он пояснял, что роман основан не на реальной жизни маньяка, а на «ситуации», так как во время его создания он был мало осведомлён с фактами:

Я знал, что он обитал в маленьком городке с населением в семьсот жителей. Сам я жил примерно в пятидесяти милях оттуда, в другом маленьком городке на тысячу двести человек, и понимал, что это тот самый случай, когда, если ты чихнул в северной части города, из южной доносится «Будьте здоровы!». Итак, мне было известно лишь, что некий человек совершил несколько чудовищных убийств в маленьком городке. Он прожил там всю жизнь, и никто ни в чём не заподозрил его. Такова была ситуация, позволявшая думать, что за ней стоит некая история; на основе этой ситуации я и написал роман. Лишь впоследствии, уже после того, как образ Нормана Бейтса был придуман, я узнал, насколько близок он к реальному Эду Гейну[2].

Критика

Энтони Бучер писал, что Блох «демонстрирует, что правдоподобная история психического заболевания может быть более леденяще ужасающей, чем все неведомые ужасы, вызванные сотрудничеством По и Лавкрафта»[3].

Продолжения

Некоторое время спустя Блох написал ещё два продолжения своего романа, но ни по одному из них не был снят сиквел фильма Альфреда Хичкока — новые фильмы были сняты по оригинальному сценарию, чьи сюжеты отдалённо напоминали события романов.

В первом романе-продолжении Психоз 2, Норман сбегает из психиатрической лечебницы, переодевшись монашкой, в Голливуд, который для читателей выглядит ещё более сумасшедшим, чем сам Бейтс. В третьем романе Дом психопата действие происходит много лет спустя, когда отель Бейтса был открыт для туристов в качестве местного аттракциона.

Экранизации

Роман был трижды экранизирован Голливудом — Альфред Хичкок снял свою версию ещё в 1960 году с Энтони Перкинсом и Джанет Ли в главных ролях. А в 1998 году вышла экранизация Гаса Ван Сэнта с Винсом Воном и Энн Хэчч в ролях Нормана Бейтса и Мэрион Крейн соответственно. (О третьей экранизации см. ниже).

Кроме того, фильм Хичкока породил ещё 3 продолжения, а в конце 1980-х годов был снят пилотный эпизод телевизионного сериала, в котором действие происходит в отеле Бейтса, уже после смерти Нормана. Однако ни один из следующих фильмов не добился славы оригинала 1960 года, а версия 1998 года была негативно принята как критиками, так и зрителями — фильм буквально по кадрам воспроизводил картину Хичкока, и, разумеется, ремейк не смог тягаться с оригиналом.

В 2013 году состоялась премьера телесериала «Мотель Бейтса», который рассказывает о жизни Нормана Бейтса и его матери Нормы до событий первого фильма. В 45-й и 46-й сериях представлены события из книги «Психоз» (не без отличий; главное из них в том, что Норман убивает не Мэрион, а Сэма Лумиса), поэтому их тоже можно назвать экранизацией романа. (Всего серий — 50; пять сезонов, и в каждом по десять серий).

Русское издание

В России роман издавался несколько раз. Ниже представлены наиболее известные издания:

  • В 1992 году в антологии «Таящийся ужас» под названием «Психопат», вместе с «Историей Чарльза Декстера Варда» Лавкрафта и рассказами разных авторов.
  • В 1993 году в сборнике из 496 страниц издательства Флокс под названием «Психопат», где кроме романа Блоха также были опубликованы Постоялый двор «Ямайка» Дафны Дюморье (также экранизированный Хичкоком) и Наследство Скарлатти Роберта Ладлэма.
  • В 1993 году издательством Кедр под названием «Чучело белки» в переводе С. Папикяна[4].
  • В 1994 году роман издавался в серии Бестселлеры Голливуда вместе с новеллизацей фильма Танцы с волками.
  • В 2009 году издательством Азбука-Классика в книге из 608 страниц были представлены все три романа франшизы Роберта Блоха в переводе Рамина Шидфора (Психоз) и Игоря Богданова (Психоз 2 и Дом психопата).

Примечания

  1. «Behind the Bates Motel» by Paula Guran (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 января 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
  2. Блох, 2009, Рэнди и Жан-Марк Лоффисье. Интервью с Робертом Блохом, с. 528.
  3. Anthony Boucher, “Criminals at Large,” The New York Times Book Review, April 19, 1959.
  4. Чучело белки. Дата обращения: 18 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.

Литература

Ссылки