Психоаналитическая теория кино

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Психоаналитическая теория кино — один из подходов в теории кино, который ставит себе целью исследовать подсознательное режиссёра фильма, его героев и иногда — аудитории. Психоаналитическая теория кино тесно связана с критической теорией, марксистской теорией кино и аппаратной теорией кино. В рамках данного подхода выделяют Первую волну, которая возникла в 1960—1970-х годах, и Вторую волну, популярность которой пришлась на 80-90-е годы. [1]

Предыстория

Психоаналитическая теория кино берет свои истоки в работах Зигмунда Фрейда и Жака Лакана. Психоанализ зародился одновременно с кинематографом — в 1895 году была написана работа Фрейда «Изучение истерии», и в том же году братья Люмьер изобрели кинопроектор.[2] Основатель психоанализа, однако, мало ценил кинематограф как искусство и не обращал внимания на его развитие. Так, в 1925 году он без колебаний отверг предложение голливудского продюсера Самюэла Голдвина принять участие в работе над фильмом за $100.000. [3] Писатель и поэт Андре Бретон, считающийся основоположником сюрреализма, увидел в кинематографе средство выражения подсознательного. Уже тогда с помощью кино можно было рассказывать истории, используя наложения кадров друг на друга, замедление движения и другие кинематографические приемы. Сюрреалисты видели в этом подражание сновидениям.[4] Однако серьезные научные попытки совместить теории психоанализа и кино получили распространение лишь после Второй мировой войны.

Первая волна

В начале 1970-х годов Кристиан Мец и Лаура Малви исследовали значение взгляда в кинематографе. Согласно Мецу, во время просмотра фильма зритель идентифицирует себя с самой камерой[5] — даже осознавая, что все происходящее на экране, по сути, срежиссировано. В работах Лауры Малви вводится в научный оборот понятие мужской взгляд и анализируется связь этого понятия с фетишизмом и бессознательным патриархального общества.[6]

Вторая волна

Зарождение второй волны психоаналитической теории кино связано с именем Жаклин Роуз, обратившей внимание на отсутствие со стороны зрителя так называемого объекта а, занимавшего важное место в работах Лакана.

Тогда же произошла и революция в феминистической теории кино — её ознаменовала вышедшая в 1995 году книга Брахи Л. Эттингер The Matrixial Gaze, в которой Браха ввела понятие женский взгляд, обозначила его отличия от «мужского взгляда». В книге были проанализированы труды Зигмунда Фрейда, Жака Лакана, а также кинофильмы, авторами которых являлись как женщины — например, Шанталь Акерман, так и мужчины — например, Педро Альмодовар. [7]

Примеры в кинематографе

Популярные кинофильмы, часто становящиеся объектом исследования теоретиков кино в призме психоанализа:

Критика

Критика психоаналитической теории кино неразрывно связана с критикой самого психоанализа как психологической теории. Многие специалисты из области нейробиологии, когнитивной психологии , философии науки и теории познания считают, что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию. Эта критика отражается и на основанной на психоанализе теории кино.

См. также

Примечания

  1. McGowan, 2011.
  2. Creed, 1998, pp. 1.
  3. Creed, 1998, pp. 9.
  4. Creed, 1998, pp. 2.
  5. Lapsley, p. 82-4
  6. Lapsley, p. 77-8
  7. Creed, 1998, pp. 13.

Источники

Ссылки