Прямая поставка
Прямая поставка (дропшиппинг; англ. dropshipping) — метод управления цепью поставок, при котором посредник осуществляет розничную торговлю без промежуточного хранения товаров на своём складе. Товары отгружаются покупателю со склада производителя, дилера или оптового торговца. Большинство подобных розничных торговцев получают прибыль от разницы между оптовой и розничной ценой, но бывает, что их доход формируется из комиссионных выплат, производимых оптовым продавцом. Ключевым отличием этого вида деятельности является то, что купленный товар отправляется покупателю с «чужого» склада.
Определение
Ряд экономистов определяют дропшиппинг как форму розничного бизнеса, где продавец принимает заказы клиентов, не держа запас под рукой. Вместо этого, в форме управления цепочкой поставок, продавец передает заказы и детали их отгрузки либо производителю, оптовику, другому розничному продавцу, либо фулфилмент-складу, который затем отправляет товар непосредственно клиенту. Розничный торговец отвечает за маркетинг и продажу продукта, но практически не контролирует качество продукта, хранение, управление запасами или доставку. Делая это, он устраняет затраты на содержание складов, витрины, покупку и хранение инвентаря и наем необходимого персонала для таких функций. Как и в любой другой форме розничной торговли, продавец получает прибыль от разницы между оптовой и розничной ценой товара за вычетом любых соответствующих сборов за продажу, торговлю или доставку, начисляемых против них[1].
История возникновения
Родиной дропшиппинга принято считать США. Первое описание дропшиппинга появилось в 1927 году в учебнике «Принципы маркетинга» американских маркетологов Х.Мейнарда, В.Вейдлера и Т.Бекмана[2]. Дропшипперы начала XX века торговали углём, коксом, промышленным оборудованием, нефтью, стройматериалами и сельхозпродукцией. В отличие от оптовых торговцев, дропшипперы не имели торговой инфраструктуры, в том числе складов, но были ближе к покупателю и могли быстрее с ним договариваться. В 1939 году на рынке США активно действовало свыше 1000 дропшипперов с продажами 475 млн долларов, что составляло около 2 % от всего объёма оптовой торговли. При этом доля трансакционных издержек дропшипперов в среднем составляла около 6,4 % от объёма продаж против 21,0 % у традиционных оптовых торговцев.[2] В конце 1960-х годов развитие и удешевление средств связи и транспортной инфраструктуры снизило преимущества дропшиппинга как оптовой формы торговли.
Новую популярность дропшиппинг получил в начале 2000-ых с развитием интернет-торговли. Идея была проста: продавать товары на своей интернет-площадке и передавать реквизиты покупателя непосредственным поставщикам для прямой отгрузки. Так в 2002 году возникла дропшиппинговая интернет-компания «Doba», ставшая лидером подобной модели в США.
Одной из крупнейших дропшиппинговых компаний в мире является AliExpress.
Схема прямых поставок
Компания для розничной реализации товаров привлекает партнёров-посредников, которые обеспечивают «витрину» (например, через интернет-магазин, почтовую рассылку, каталоги), маркетинг, продвижение, приём заказов от конечных покупателей, документальное оформление сделок, приём оплаты. Розничный продавец при этом не имеет ни собственного склада, ни товарного запаса. Розничная цена может устанавливаться посредником на своё усмотрение, но может быть и оговорена поставщиком. Данные о заказах розничный продавец передаёт компании, которая обеспечивает упаковку (может включать название, логотип и контактную информацию розничного продавца) и отправку товара покупателю. При этом встречаются несколько вариантов оформления:
- с обратным адресом розничного продавца;
- без обратного адреса отправителя;
- с обратным адресом фулфилмент-центра.
Производители иногда для разных партнёров обеспечивают поставки одинакового товара под разными торговыми марками.
Продавцы на сайтах онлайн-аукционов, таких как eBay, также используют прямую доставку, когда приобретённые товары будут отправлены напрямую от оптовика покупателю[3].
Преимущества прямых поставок
- Данный вид бизнеса практически не требует начального капитала, следовательно, посредник не несёт никаких рисков. Свои деньги он отдаст только после того, как получит оплату от покупателя.
- Посреднику не требуется наличие складских помещений для торговли. Всё, что ему нужно для ведения бизнеса — это компьютер с выходом в Интернет.
- Все заботы по отправке товара берёт на себя поставщик.
- Посредник имеет возможность сотрудничать с несколькими компаниями одновременно (если это прямо не запрещено контрактом), увеличивая таким образом ассортимент товаров и количество клиентов.
- Поставщик отправляет товары от имени посредника, благодаря чему тот может сделать узнаваемую торговую марку и рекламировать её.
Возможные риски
Как и в любом другом бизнесе, определённая доля риска есть и в данном виде предпринимательства:
- У поставщика может не оказаться в наличии товара, который заказал клиент. В таком случае неизбежно возникают задержки, срывы срока доставки и недовольство клиентов розничным посредником, хотя причины этого находятся вне контроля продавца.
- На стадии доставки заказа могут возникнуть сложности на почте или таможне, отвечать за которые будет розничный продавец.
- Поставщик может вложить в посылку рекламный материал или контактную информацию другого посредника.
- Схема плохо работает (для России) в случае, когда поставщик и покупатель находятся в разных регионах. Успех интернет-магазина зачастую зависит от скорости и стоимости доставки.
- При международных отправлениях (заказ дропшиппером на почтовый адрес конечного покупателя) могут возникать юридические коллизии, так как по существующим правилам для почтовых отправлений обычно не уплачиваются таможенные платежи, включая НДС, и купленный таким образом товар можно использовать только для личного использования.
Способы оплаты
Обычно покупателю предлагается выбор из нескольких вариантов оплаты: банковскими переводами, через электронные деньги, переводами Western Union, наложенным платежом и др.
В России до сих пор основным способом оплаты в дистанционной торговле является оплата наличными при получении товара. Очень немногие дропшипперы предоставляют возможность оплаты банковскими картами.
Китай
В связи с постоянно растущей актуальностью дропшиппинга эта бизнес-модель становится все более популярной с появлением платформ электронной коммерции и простотой мировой торговли; в частности Китай. Китай признан во всем мире как производственная держава; производство широкого спектра продукции по конкурентоспособным ценам[4]. Это сделало его многообещающим источником для грузоотправителей, которым требуются экономичные и разнообразные продукты для продажи в своих интернет-магазинах. Установив партнерские отношения с китайскими поставщиками, грузоотправители могут предлагать широкий ассортимент продукции без необходимости вкладывать средства в запасы[5]. Кроме того, Китай имеет широкий доступ к мировым рынкам, что позволяет грузоотправителям постоянно расширять свои инвестиции[6]. Китай, отражающий хорошо налаженную судоходную и логистическую инфраструктуру, обеспечивает эффективную и экономичную транспортировку товаров клиентам по всему миру; Это важный компонент успеха модели прямой доставки, поскольку своевременная и надежная доставка является ключевым фактором удовлетворенности клиентов[7].
Связь Китая с бизнес-моделью прямой доставки уже хорошо налажена с платформами электронной коммерции, такими как Alibaba и AliExpress, которые способствовали росту прямой доставки, поставляя на рынок с высоким спросом поставщиков и грузоотправителей[8]. Впоследствии, когда эти платформы постоянно расширялись, Китай пережил экспоненциальный экономический рост, что привело к увеличению располагаемого дохода его граждан[9]. Более того, проникновение Интернета и внедрение смартфонов также резко возросли[10]. Сочетание этих факторов привело к появлению обширной внутренней платформы для электронной коммерции, предоставляющей более широкие возможности для расширения бизнеса по дропшиппингу.
Китайское правительство установило значение электронной коммерции и трансграничной торговли для экономического развития страны[11]. Впоследствии китайское правительство внедрило политику, инициативы и правила, направленные на помощь и продвижение рыночной платформы электронной коммерции. Можно привести отчетливый пример, когда правительство создало особые экономические зоны и ввело налоговые льготы для поощрения электронной коммерции и экспортных отраслей[12].
Мошенничество
Дропшиппинг является компонентом интернет-схем работы на дому, размещенных в социальных сетях[13]. Мошенники могут продвигать дропшиппинг как схему «работа на дому», в рамках которой жертвам будет продаваться список предприятий, от которых могут быть размещены заказы на дропшиппинг. Эти предприятия могут быть не оптовиками, а другими предприятиями или частными лицами, выступающими в качестве посредников между розничными и оптовыми торговцами, без собственного продукта для продажи. Эти посредники часто взимают цены, которые оставляют небольшую прибыль для жертвы и требуют регулярной платы за использование их услуг. В 2019 году подкаст Reply All[англ.] от Gimlet Media исследовал феномен дропшиппинга, исследуя, как дропшипперы микронацеливают[14] своего клиента, но также обнаружил, что микрогрузовка сама по себе является довольно сомнительной отраслью в том, что, несмотря на обещания некоторых из самых известных сторонников дропшиппинга, немногие грузоотправители на самом деле получают какую-либо прибыль[15].
В 2016 году Buzzfeed News опубликовал статью, разоблачающую недобросовестных грузоотправителей в Китае, описывающую, как клиенты получали продукты, которые не были такими, как рекламировались, или вообще не получали никаких продуктов[16].
Одним из эффектов дропшиппинга является то, что клиенты, которые получают посылку, будут понимать, что они переплатили за товар, возвращают товар продавцу, а затем перезаказывают идентичный товар непосредственно у производителя. Расходы на обработку возврата и потеря непродаваемого возвращенного продукта могут привести к значительным потерям для грузоотправителя[17].
Источники
- ↑ Kale S.. ‘It’s bullshit’: Inside the weird, get-rich-quick world of dropshipping, Wired (1 May 2020).
- ↑ 2,0 2,1 Калужский М. Л. Эволюция маркетинга в сетевой экономике. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. — 296 с. см. стр.100 ISBN 978-5-4475-8474-0
- ↑ eBay Customer Service . www.ebay.com. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 24 мая 2021 года.
- ↑ McKay, Huw (2010-01-17). «China as a Global Manufacturing Powerhouse: Strategic Considerations and Structural Adjustment» (en). China & World Economy 18 (1): 1–32. doi:10.1111/j.1749-124X.2010.01178.x.
- ↑ Sun, Yu (July 2020). «The transformation and upgrade of China's manufacturing industry in Industry 4.0 era» (en). Systems Research and Behavioral Science 37 (4): 734–740. doi:10.1002/sres.2714.
- ↑ Moore, Thomas Geoffrey. China in the World Market: Chinese Industry and International Sources of Reform in the Post-Mao Era : [англ.]. — Cambridge University Press, 2002-03-18. — ISBN 978-0-521-66442-4.
- ↑ Gan, Lin (2003-05-01). «Globalization of the automobile industry in China: dynamics and barriers in greening of the road transportation» (en). Energy Policy 31 (6): 537–551. doi:10.1016/S0301-4215(02)00097-6. ISSN 0301-4215.
- ↑ Evaluation of Chinese Electronic Enterprise from Business and Customers Perspectives (англ.) ?. ieeexplore.ieee.org. Дата обращения: 24 апреля 2023.
- ↑ Lardy N.R. (2015-01-12). «China:Toward a Consumption-Driven Growth Path» (Joint Imprint with Central Compilation and Translation Press, China): 85–111. doi:10.1142/9789814656306_0004.
- ↑ Hong, Y. Alicia (2017-09-11). «The Digital Divide and Health Disparities in China: Evidence From a National Survey and Policy Implications» (EN). Journal of Medical Internet Research 19 (9): e7786. doi:10.2196/jmir.7786.
- ↑ Trappey C.V., Trappey A.J.C. (2001-01-01). «Electronic commerce in Greater China». Industrial Management & Data Systems 101 (5): 201–210. doi:10.1108/02635570110394617. ISSN 0263-5577.
- ↑ Pak, Chŏng-dong. The Special Economic Zones of China and Their Impact on Its Economic Development : [англ.]. — Greenwood Publishing Group, 1997. — ISBN 978-0-275-95613-4.
- ↑ Drop-Shipping: What you Need to Know Before You Buy or Sell Online .
- ↑ Belsky, Scott. Attack of the micro brand, Medium (March 30, 2018).
- ↑ "World's most expensive free watch", gimletmedia.com
- ↑ Maheshwari, Sapna; Fu, Beimeng Say No To The Dress . BuzzFeed News (April 5, 2016).
- ↑ Feifer, Jason. Why It's Nearly Impossible to Stop This Amazon and eBay Scheme, Entrepreneur (July 27, 2016).