Профиль латеральной асимметрии мозга

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Профиль латеральной асимметрии мозга (индивидуальный латеральный профиль, индивидуальный профиль асимметрии, латеральный фенотип, профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, профиль латеральной организации) — закономерное сочетание сенсорных, моторных и «психических» асимметрий, свойственное конкретному субъекту [1].

Профиль латеральной асимметрии мозга— это не просто сумма асимметрий, это динамичная система, определяющая межполушарное взаимодействие в анализаторных системах в целом [2]. Идея изучать совокупность асимметрий как систему возникла из нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов, выведенных в отечественной нейропсихологии[3] [4].

Каждая психическая функция обеспечивается совместной работой обоих полушарий головного мозга, при этом нарушение взаимодействия полушарий приводит к возникновению серьезных синдромов [2]. К настоящему времени накопилось много данных о связи межполушарных отношений (ведущей руки, ведущего уха, ведущего глаза) с особенностями реализации различных психических процессов в норме [2] [5]. Эти положения являются основанием для изучения индивидуальных различий психики в норме в аспекте именно межполушарной организации мозга [2].

Асимметричность распределения звеньев отдельных функций между полушариями неизбежно ведет нас к понятию функциональной асимметрии мозга.

Понятие функциональной асимметрии

Термин «функциональная асимметрия мозга» описывает тот вклад, который вносит каждое полушарие в каждую психическую функцию [6]. При этом функциональная специфичность полушарий по отношению к одним функциям изучена лучше, по отношению к другим — хуже. Так, с одной стороны, показано, что левое полушарие преимущественно участвует в реализации речевых функций, а правое — в осуществлении невербальных, гностических функций, но, с другой стороны, раньше признававшаяся безусловной связь между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием сейчас подвергается сомнению (показано, что у левшей речевые функции могут обеспечиваться как преимущественно левым, так и правым полушарием)[6].

Функциональная асимметрия у взрослого человека долго развивается[6]. Асимметрии психических функций соответствует асимметрия ЭЭГ — показателей, и исследования показали, что основы функциональной специализации полушарий врожденные, но в ходе онтогенеза функциональная специализация развивается и усложняется, социокультурный опыт также оказывает свое влияние[6][7]. Было выяснено, что сначала асимметрия ЭЭГ-показателей возникает в первичных и вторичных моторных и сенсорных областях коры, а затем — в ассоциативных (префронтальных и задневисочных областях)[6]. Также имеются данные о снижении ЭЭГ — показателей асимметрии в старческом возрасте[6]. Уменьшение функциональной асимметрии у пожилых людей (при нормальном старении) может быть связано с явлениями компенсации, вызванными частичным снижением в функционировании тех или иных областей мозга [7].

Функциональная асимметрия полушарий рассматривается не вообще, а по отношению к различным системам. Так выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии[6][8]. Кроме того каждая конкретная форма функциональной асимметрии может проявляться в разной степени (степень ухости, глазости, рукости и т. д. может быть различной)[8].

Для описания степени функциональной асимметрии используются различные количественные показатели, с учетом которых можно описывать конкретную форму асимметрии как слабую или сильную[8]. Для оценки степени выраженности той или иной асимметрии многие авторы в своих исследованиях вводят показатель коэффициента асимметрии (оценивается распространенность левостороннего, правостороннего и симметричного выполнения проб)[6] или балльную оценку степени выраженности асимметрии (как, например, Е.Д. Хомская в своих исследованиях)[9].

Виды функциональных асимметрий

Разные исследователи выделяют 3 основных формы функциональных асимметрий: моторные, сенсорные и «психические», каждая из форм включает в себя несколько разновидностей[1][8][10].

Моторные асимметрии

Моторные асимметрии — совокупность признаков функционального неравенства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.)[8]. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная[6]. Варианты асимметрии рук: преимущественное предпочтение правой руки (праворукость, правшество), левой руки (леворукость, левшество) или одинаковое предпочтение как правой, так и левой руки (амбидекстрия, равноручие)[8].

Сенсорные асимметрии

Сенсорные асимметрии — совокупность признаков неравенства по функциям правой и левой частей органов чувств[8] (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, температурная и др.)[5]. Наиболее экспериментально изученными на данный момент являются слуховая и зрительная асимметрии (соответствующие анализаторные системы у человека являются одними из наиболее информативных: через глаза мы получаем до 90% всей информации, слух же участвует в формировании речи)[8]. Однако количественная оценка зрительной асимметрии обычно не высчитывается, многие исследователи указывают лишь сторону асимметрии[9].

"Психические" асимметрии

Психические асимметрии — неравенство мозговой организации психических функций (речевых, перцептивных, мнестических, интеллектуальных)[6]. Данный термин редко употребляется и остаточно сложен в понимании. Брагина Н.Н. и Доброхотова Т.А. предлагают два варианта толкования психических асимметрий: по отнесенности к левому или правому полушарию и по времени формирования[8]. По отнесенности к полушариям авторы выделяют психосенсорные процессы (объединение сенсорных и психических асимметрий), обеспечиваемые больше правым полушарием и связанные с формированием чувственных образов окружающего мира и самого себя, а также психомоторные процессы (моторные и психические асимметрии), зависимые больше от левого полушария[8]. Последние участвуют в процессе формирования речи и абстрактного познания, связанного с анализом, накоплением и трансляцией социокультурного опыта[8]. Под временем формирования имеется в виду, что психосенсорные процессы связаны с познанием здесь и сейчас, с актуализацией прошлого опыта (направленность на прошлое), а психомоторные с познанием, происходящем в настоящем и направленным на будущее[8].

Подходы к типологии профилей латеральной асимметрии

Взаимоотношение и комбинация асимметрий в норме сложны, к тому же связь различных видов асимметрии между собой еще как следует не изучена[5]. Каждый тип профиля описывается у большинства авторов сочетанием буквенных обозначений:, где П — преобладание правосторонних признаков, Л — преобладание левосторонних признаков, А — равенство признаков[1][5][7][8][9].

В.М. Мосидзе (1977) в походе к классификации индивидуальных профилей использовал показатели асимметрии руки и глаза и разделил испытуемых на «чистых правшей», «чистых левшей» и «смешанных»[1].

А.П. Чуприков и его сотрудники (1980) выделили 8 вариантов профилей асимметрий через анализ 3 видов асимметрий (рука, глаз, ухо), но эта классификация строилась на основе субъективных ответов испытуемых на вопросы анкеты[1][8][10].

А.Б. Коган и Г.А. Кураев (1986) аналогично В.М. Мосидзе, определяя ведущую руку и глаз, разбили испытуемых на следующие 4 группы: правши с ведущим правым глазом, правши с ведущим левым глазом, левши с ведущим левым глазом, левши с ведущим правым глазом[1].

Хомская Е.Д. полагала, что профиль асимметрии показывает общее преобладание того или иного полушария, и для его характеристики оценки двух видов асимметрии все-таки недостаточно[1].

Брагина Н.Н. и Доброхотова Т.А. (1988) в общем виде считали существенными 4 вида асимметрий: рука, нога, глаз, ухо и выделили 5 профилей: абсолютные правши (4 правых показателя), абсолютные левши, преимущественно правши (3 показателя правые, 1 -левый), преимущественно левши, смешанный профиль. Данные авторы пробовали анализировать и другие, менее изученные формы асимметрий и также включать их в анализ профиля, что существенно усложняет классификацию[8].

В.П. Леутин и Е.И. Николаева (1988) использовали более глобальное понятие, «латеральный фенотип человека» и включали в него асимметрии ноги, руки, глаза, уха[11].

Е.Д. Хомская с коллегами (1991) в основу своего подхода к типологии индивидуального профиля латеральной организации положили сочетание трех видов асимметрии: мануальной, слухоречевой и зрительной[1]. Важен именно такой порядок следования асимметрий, поскольку он отражает степень значимости каждой асимметрии для общего профиля[1]. В итоге были выделены два типа профиля: один с четким доминированием левых или правых функций в каждой из систем (сюда относятся следующие профили: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП), второй — с отсутствием доминирования в одной, двух или всех трех системах (сюда относятся профили с наличием амбидекстрии хотя бы в одной из систем)[1]. Теоретически в данном подходе возможно 27 вариантов индивидуальных профилей, но в реальных исследованиях авторы обнаруживали меньшее разнообразие профилей[1]. Для упрощение общей картины эти 27 профилей объединяются в 5 групп: чистые правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, чистые левши[1][5].

В.Л. Бианки (1996) использует термин «индивидуальный латеральный профиль», который включает мануальную, зрительную и слуховую асимметрии, в итоге получает 8 индивидуальных профилей[9]:

  1. правши с ведущим правом глазом и правом ухом,
  2. правши с ведущим левым глазом и правым ухом,
  3. правши с ведущим правым глазом и левым ухом,
  4. скрытые левши с ведущим правым глазом и правым ухом,
  5. правши с ведущим левым глазом,
  6. скрытые левши с ведущим левым глазом и правым ухом,
  7. скрытые левши с ведущим правым глазом и левым ухом,
  8. скрытые левши с ведущим левым глазом и левым ухом.

Фомина Е.В. (2006) в основу классификации профилей положила тип мануального доминирования, поскольку это наиболее значимый вид асимметрии, с учетом различных сочетаний сенсорных асимметрий (односторонних и смешанных), вслед за В.П. Леутиным автор использует понятие «латерального фенотипа»[12]. В итоге описываются следующие профили[12]:

  1. левый фенотип (ЛЛЛ),
  2. преимущественно левый фенотип с ведущим правым ухом(ЛЛП),
  3. преимущественно левый фенотип с ведущим правым глазом(ЛПЛ),
  4. леворукие с правыми сенсорными асимметриями(ЛПП),
  5. амбидекстры с различными сочетаниями сенсорных асимметрий(А),
  6. праворукие с левыми сенсорными асимметриями(ПЛЛ),
  7. преимущественно правый фенотип с ведущим левым глазом(ПЛП),
  8. преимущественно правый фенотип с ведущим левым ухом(ППЛ),
  9. правый фенотип (ППП).

Поскольку в формировании индивидуального профиля асимметрии играют роль и наследственные факторы[4], и социокультурные[6][10], возможные сочетания и их распространенность зависят от популяции и условий обитания.

Динамичность латеральных признаков

Профиль латеральной асимметрии — это динамичная система[6][7][10]. Доминирование тех или иных функций может меняться в ходе онтогенеза[10], под влиянием длительного практического опыта в определенной сфере, в ходе приспособления к новым условиям[11], в ходе регулярных спортивных тренировок, например, чем дольше играют теннисисты, тем больше у них становится коэффициент праворукости (т. е. превалирует сила правой руки)[8].

Также функциональная асимметрия может частично изменяться при многократном тестировании[5]. Так, например, в исследованиях Е.Д. Хомской с коллегами на студентах МГУ им. М.В. Ломоносова было показано, что у некоторых испытуемых в течение месяца при многократных тестированиях асимметрий менялся знак доминантности одного или нескольких показателей[5].

Методы исследования профиля латеральной асимметрии

Различные авторы при исследовании профиля латеральной асимметрии оценивают разное количество асимметрий в моторных и сенсорных сферах и использует различные пробы. Исследование профиля подразумевает оценку нескольких типов асимметрий, оценку степени выраженности каждой из них и учет либо равнозначности, либо неравнозначности разных асимметрий по отношению друг к другу[5]. В основе методов оценки асимметрии лежит принцип тестирования одного органа (последовательно оцениваются правые и левые функции)[13] В данной статье приведены в общем виде основные пробы, часто использующие для оценки асимметрии в моторной и сенсорной системах.

Методы оценки мануальной асимметрии

  • опросники, в которых предлагаются вопросы касательно выполнения отдельных привычных действий (например, опросник М.Аннет[5], сенсибилизированный опросник для определения рукости для подростков и взрослых А.П. Чуприкова, опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013»[14]),
  • пробы на точность попадания в цель[8],
  • оценка скорости выполнения различных заданий каждой рукой в отдельности (развинчивание/завинчивание болтов, раздача карт и др.)[5][8],
  • оценка эффективности выполнения графомоторного задания каждой рукой в отдельности[15],
  • многие авторы используют моторные пробы (переплетение пальцев кистей, аплодирование, поза Наполеона и другие)[5][8], что правда противоречит принципу тестирования одного органа при оценке асимметрии[5],
  • динамометрия — измерение силы кисти каждой руки (тест выполняется по три раза на каждой руке, считается среднее значение, и ведущей считается та рука, которая превосходит по силе другую не меньше, чем на 2 условные единицы)[5][13],
  • теппинг — тест (оценивается темп, ритм, равномерность движений на каждой руке, так, например, испытуемый должен заполнять поля на листе точками в течение короткого промежутка времени)[5][8][13],
  • треморометрия (оценка координации каждой из рук)[5][8].

Для регистрации движений привлекаются дополнительные аппаратурные методики: ЭЭГ, ЭМГ, регистрация ВП и др[8].

Методы оценки функциональной асимметрии ног

Задания на оценку неравенства ног по силе, скорости, координации и точности движений, определение толчковой и маховой ноги [8] (здесь также частично затрагивается вопрос скорее общего межполушарного взаимодействия и нарушается принцип тестирования одного органа). Также используются аппаратурные методы: видеозапись, динамометрия и др[5].

Методы оценки слуховой и слухоречевой асимметрии

  • Чаще всего используется метод дихотического прослушивания с определением "коэффициента правого уха" (Кпу)[5][8][13], который тоже скорее относится к методам оценки межполушарного взаимодействия. Через наушники одновременно на каждое ухо предъявляются различные стимулы, например, слова, затем оценивается, с какого уха правильно воспроизводится больше слов[13].

Кпу определяется по формуле: Кпу=[( Eп - Eлев)] / [( Eпр + Eлев)] х 100, где Кпу - коэффициент правого уха, Eп и Eлев – общее число слов, правильно воспроизведенных с правого и левого ушей. Положительное значение Кпу указывает на преобладание правого уха – левого полушария в восприятии речевого материала: значения –5 < Кпу > +5 считаются симметричными[13].

  • Возможно моноуральное предъявление стимулов (на каждое ухо по отдельности) и оценка количества правильно воспроизведенных стимулов с каждого уха[5].
  • Также используются проба на прислушивание с часами, определение ведущего уха по времени на слух, аудиометрия (предъявление по отдельности на каждое ухо эталонных тонов и сравниваемых с ними, ведущее ухо завышает громкость тона по сравнению с эталоном)[13].

Методы оценки зрительной асимметрии

  • Проба Розенбаха: нужно вертикально держать в вытянутой руке карандаш и совместить его с какой-то вертикальной линией в помещении на расстоянии (линия окна, стены, дверцы шкафа и т.д.)[13]. Затем нужно попеременно закрывать то один, то другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону[13].
  • Оценка ведущего глаза по пробе прицеливания[8][13].
  • Тест с подзорной трубой: из бумаги делается труба, через которую предлагается посмотреть, труба подносится к ведущему глазу[8].

Существует множество других проб, используемых теми или иными авторами, здесь же приведены лишь наиболее известные и часто использующиеся.

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Хомская Е.Д., Ефимова И.В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга//Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, №4, 1991, с. 42-47
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы// I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии, Рос. психол. о-во; Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с.: ил
  3. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга//Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомская Е.Д. — М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. — 896 с.
  4. 4,0 4,1 Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во: Моск. ун-та, 1973
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 282 с.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Под ред. Е.Д. Хомской.М.: Изд-во НАУКА, 1986 г. 205 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 288 с.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 8,16 8,17 8,18 8,19 8,20 8,21 8,22 8,23 8,24 8,25 Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. 2-е издание. перераб. и доп. М., 1988
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Н. В. Москвина, В. А. Москвин Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Москва; Изд-во Смысл, 2011
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Александров С. Г.Ф 94 Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов. – Иркутск : ИГМУ, 2014. – 62 с.
  11. 11,0 11,1 Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988
  12. 12,0 12,1 Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук, Тюмень, 2006
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 13,8 13,9 Е.Д. Хомская, Н.Н. Привалова, Е.В. Ениколопова, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, О.Б. Степанова, И.С. Горина Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: Изд-во Московского Университета, 1995
  14. Хохлов Н.А., Большакова С.П., Ковязина М.С., Ениколопова Е.В. Опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013»: методическое руководство. - М.: Генезис. - 28 с. [+12 ил.]
  15. Хохлов Н.А., Юдина Е.А., Балашова М.В. Применение графомоторной пробы ("Забор") для оценки мануальной асимметрии у детей 4-17 лет // Асимметрия : журнал. — 2020. — Т. 14, № 1. — С. 42—51. — ISSN 1999-6489. — doi:10.25692/ASY.2020.1.14.004. Архивировано 9 декабря 2020 года.

Список использованной литературы

  1. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга  : учебное пособие для студентов. – Иркутск : ИГМУ, 2014. – 62 с.
  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. 2-е издание. перераб. и доп. М., 1988.
  3. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988
  4. Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Асимметрия мозга и адаптация человека// Асимметрия. №1, 2007, с. 71-73
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во: Моск. ун-та, 1973. -- М.: Изд-во Московского Университета, 1962.
  6. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 288 с.
  7. Москвина Н.В., Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Москва; Изд-во Смысл, 2011.
  8. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Под ред. Е.Д. Хомской .М.: Изд-во НАУКА, 1986 г. 205 с.
  9. Нейропсихология индивидуальных различий : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка и др. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 160 с.
  10. Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у школьников// Асимметрия. №1, 2008
  11. Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук, Тюмень, 2006.
  12. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга//Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомской Е.Д. — М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. — 896 с.
  13. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга//Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, №4, 1991, с. 42-47
  14. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы// I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии, Рос. психол. о-во; Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с.: ил
  15. Е.Д. Хомская, Н.Н. Привалова, Е.В. Ениколопова, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, О.Б. Степанова, И.С. Горина Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: Изд-во Московского Университета, 1995
  16. Хохлов Н.А., Большакова С.П., Ковязина М.С., Ениколопова Е.В. Опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013»: методическое руководство. - М.: Генезис. - 28 с. [+12 ил.]

Ссылки