Протестантизм в Белоруссии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кальвинистский собор XVI века в Заславле (ныне передан православной общине)

Протестантизм в Белоруссии — история и современное положение протестантских деноминаций на территории Республики Беларусь.

История

Протестантизм на территорию нынешней Белоруссии проникает в XVI веке, первоначально в форме учения Лютера. Большое влияние на распространение лютеранства в Великом княжестве Литовском играло его утверждение как официальной религии в соседнем Прусском герцогстве, открытие университета в столице Пруссии Кёнигсберге, а также проживание в Великом княжестве некоторого числа немецких колонистов.

Огромное влияние на распространение протестантизма имела поддержка нового учения со стороны богатейшей знати — магнатерии. Магнаты стремились к ограничению великокняжеской власти и расширению собственных полномочий, чему отказ от католицизма и переход в протестантизм с его отказом от идеи о божественном происхождении верховной власти весьма способствовали. По этой же причине в течение некоторого времени гораздо большее распространение, нежели лютеранство, популярное в среде мещан, получило учение Кальвина. Кальвинистами становятся крупнейшие землевладельцы государства — Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Вишневецкие, Свирские и другие влиятельные роды.

Очагом кальвинизма в Великом княжестве Литовском стал город Брест, где местный староста магнат Николай Радзивилл «Чёрный» основал кальвинистский сбор (общину), а затем и крупную типографию. Затем общины появляются в Витебске, Клецке (первый пастор Симон Будный), Минске (1558 год[1]), Вильно (1561), Несвиже, Полоцке, Койданово (совр. Дзержинск, 1613), Слуцке (1617)[2], Свири[3].

В 1557 году в Вильне состоялся съезд литовских протестантов под председательством Николая Радзивилла «Чёрного», который принял решение о создании единой деноминации во главе с суперинтендентом. Благодаря широкому финансированию со стороны магнатерии открывались кальвинистские школы и типографии. Известный деятель Реформации Соломон Рысинский участвовал в организации протестантской школы в Слуцке[4]. В Заславле проживал известный историк-кальвинист Ян Ласицкий.

В 1617 году была открыта кальвинистская Слуцкая гимназия. Кальвинистский поэт Ян Казакович Литвин напечатал ряд произведений религиозно-просветительской и религиозно-полемической направленности.

Особенностью развития протестантского движения в Великом княжестве Литовском стал его быстрый переход к более радикальным формам — антитринитаризму, вылившемуся в активное и сильное социнианское движение. Общины социниан существовали в Вильне, Новогрудке, Любче и многих других городах. Наиболее влиятельным сторонником этого рационалистического учения был магнат Ян Кишка, каштелян виленский. Среди известных социнианских мыслителей и проповедников выделяют Симона Будного, Яна Лициния Намысловского и Василия Тяпинского.

Во времена наибольшего распространения Реформации (2-я пол. XVI в.), на территории Великого княжество Литовского насчитывалось около 200 зданий кальвинистких сборов[5]. Согласно подсчетам польского историка Ю. Лукашевича в середине XVII в. действовало 140 сборов, в конце XVII в. — 48, в 1754 году — 28.

Большинство сборов были деревянными. Для каменных характерны отсутствие алтарной части, концентричность и симметричность. Кальвинистские сборы были приспособлены к оборонительным действиям: имели толстые стены, башни с бойницами, земляные насыпи и рвы.

Сохранились здания кальвинистских сборов в Жодишках (1600), Заславле (к. XVI в.), Изабелине (к. 1770-х гг.), Кухтичах (1560—1570-е гг.), Сморгони (1611) и др. В Островецком районе сохранилось до наших дней название урочища Кальвишки, на месте которого был расположен кальвинистский сбор.

Во второй половине XVI века начинается активная борьба католической церкви с протестантизмом. Контрреформация распространилась и в Великом княжестве Литовском, основными её проводниками были иезуиты, пользовавшиеся государственной поддержкой. Протестантское движение постепенно затухает, магнатерия постепенно возвращается в католицизм, в то время как среди низшего сословия протестантские идеи были не слишком популярны и ранее. Тем не менее, протестантские общины продолжают существовать.

Магнаты — последователи протестантизма

Последующие развитие

В 1855 году в селе Уть современной Гомельской области возникает первая баптистская община штундистов, возникшая под влиянием немецких колонистов-меннонитов. В 1905 году община «евангельских христиан» появилась в Минске[6].

В 1880-е годы общины штундистов появились в Могилёвской губернии и Витебской губернии. Трое активных штундистов были сосланы в Закавказье, ещё двое получили тюремные сроки. После официального запрета штундизма в Российской империи в 1894 году это направление протестантизма постепенно угасло[7]. Распространение баптизма в белорусских губерниях с середины XIX века связывается с немецкими колонистами и латышами. Другим источником распространения баптизма стала миссионерская деятельность баптистов из южных губерний Российской империи[8]. Протестантизм распространялся также благодаря выезду населения на заработки с последующим возвращением (отходничеству) и миграциям населения по Российской империи. Первые последователи евангельского христианства известны на территории Республики Беларусь с 1882 года в Чечерске. Первая община, группировавшаяся вокруг Елизаветы Чертковой, получала помощь из Санкт-Петербурга[9].

XX век

Распространению протестантизма содействовала Первая мировая война — белорусы, призванные в российскую армию и попавшие в германский плен, побывали в частично протестантской Германии. В 1920-е годы проповедники христиан веры евангельской и евангельских христиан-баптистов, среди которых выделялись военнопленные, активно действовали на территории современных Витебской, Гомельской, Минской, Могилёвской областей. Быстрый рост численности всех протестантских общин привлёк внимание РКП(б) и КП(б)Б в 1925 году, которые занялись изучением протестантского движения. К 1937 году все ранее легально действовавшие общины евангельских христиан и баптистов были закрыты, ряд священнослужителей был репрессирован[10].

В Западной Белоруссии протестантские вероучения распространялись быстрее вследствие трёхлетней оккупации германской армией, активного выезда населения за границу с последующим возвращением и активной деятельности иностранных миссионеров — особенно до 1924 года, когда польское правительство запретило миссионерскую деятельность. Некоторые общины пользовались поддержкой единоверцев в США. Крупными центрами баптизма были Скидель, Гродно, Брест. Регионом наибольшего распространения пятидесятничества стало Полесье: в Пружанах в 1930-е годы насчитывалось до 500 христиан веры евангельской. Всего в Полесском воеводстве в 1934 году насчитывалось 3794 пятидесятника, из них 894 проживало в Пинском и 409 — в Столинском повете. В середине 1930-х годов началось распространение пятидесятничества на севере, в Молодечно и в его западных окрестностях, а также в других населённых пунктах. В деревнях Пинского и Столинского поветов появились общины адвентистов седьмого дня, и к 1935 году последователей этого учения в Полесском воеводстве насчитывалось 250 человек. Распространялось и учение свидетелей Иеговы: к 1935 году их насчитывалось 147 человек только в Полесском воеводстве. Всего в 1935 году в Полесском воеводстве проживало более 10 тысяч протестантов различных направлений. К 1938 году численность баптистов и христиан веры евангельской в воеводстве достигла 0,97 % (в 1926 году — 0,38 %). До 1925 года их деятельность координировал Союз евангельских христиан и баптистов Польши, после чего были созданы Союз баптистов, Союз евангельских христиан и Союз церквей Христовых с центром в Кобрине[11].

В 1944 году был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Подписанное вскоре «августовское соглашение» об организационном объединении евангельских христиан — баптистов и христиан веры евангельской позволило большинству пятидесятнических общин в БССР (83) легализоваться. Однако существовала и оппозиция этой инициативе: 28 общин отказались проходить регистрацию в Совете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БССР и объединяться с баптистами. В конце 1949 года были арестованы лидеры пятидесятнического движения в БССР. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов К. Уласевич открыто признавал, что предпринятые репрессии положительно повлияют на «подрыв сектантского движения в БССР». Некоторые баптистские общины поддерживали связи с Польшей и США, получали оттуда религиозную литературу. Многие общины действовали подпольно, причём некоторые из незарегистрированных общин насчитывали сотни человек. Большинство верующих протестантов были крестьянами — как колхозниками, так и единоличниками (в западных областях БССР коллективизация проводилась медленнее), а среди рабочих было много железнодорожников. Некоторые пресвитеры призывали не вступать в колхозы, что вызвало волну репрессий против них. Отличительной особенностью распространения баптизма в БССР стала активность в восточных областях, поскольку религиозная жизнь в них искусственно замораживалась путём закрытия всех римско-католических общин и постепенного снятия с регистрации православных общин, и верующие люди переходили в протестантские общины. По схожим причинам росла численность людей, принявших водное крещение в городах. К 1955 году в БССР действовало 155 общин ЕХБ, которые объединяли 55 308 человек. Деятельность адвентистов седьмого дня (сумели пройти регистрацию 6 общин) вызывала значительную обеспокоенность партийного руководства республики — прежде всего из-за их позиции по отношению к субботнему дню (на тот момент в СССР действовала шестидневная рабочая неделя)[12].

Современное состояние

Сегодня протестанты Белоруссии представляют собой религиозное меньшинство. В 2000 году их численность составила 130 тыс. человек[13]. В 2010 году Государственный департамент США оценил численность протестантов в 2 % населения (ок. 180 тыс.)[14]. В стране официально зарегистрированы более 1 тыс. протестантских общин разных деноминаций.

Крупнейшим протестантским союзом является Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси. Союз объединяет свыше 55 тыс. верующих[15] и 512 официально зарегистрированных церквей[16]. Ещё свыше 100 общин действуют без официальной регистрации[15], 454 общины имеют собственные молитвенные дома[17]. Объединение входит во всемирное братство Ассамблей Бога. Пятидесятническое движение в стране также представлено т. н. «нерегистрированным братством», христианами веры апостольской (10 церквей), христианами Полного Евангелия (55 церквей).

Союз евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь насчитывает 312 церквей и почти 14 тыс. крещенных членов[18].

Адвентистская церковь объединяет 5 тыс. человек в 76 церквах[19]. Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь состоит из 27 приходов[16]. В Минске открыт кальвинистский Белорусский евангелический реформаторский собор. Помимо вышеуказанных, в стране также действуют Новоапостольская церковь, пресвитерианская церковь, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, общины мессианских евреев и др.

Новейший Атлас «География Беларуси» для 10 класса (2009 г.) приводит на стр. 33 карту страны с указанием конфессиональной структуры религиозных сообществ в РБ по состоянию на 2007 год. Во всех областных центрах (кроме Витебска) по числу общин лидируют протестанты. В Могилеве — 55,9 % протестантских общин; 20,6 % православных; 5,9 % католических. В Минске — 51,6 % прот.; 25,4 % прав.; 9,1 % кат. В Бресте — 47,1 % прот.; 23,5 % прав.; 8,8 % кат. В Гродно — 44,7 % прот.; 18,4 % прав.; 21,1 % кат. В Гомеле — 43,6 % прот.; 33,3 % прав.; 2,6 % кат. В Витебске — 31,9 % прот.; 52,2 % прав.; 5,8 % кат.

Протестантские общины составляют примерно половину религиозных общин (и иногда до 80 %, как в Чечерске) в следующих райцентрах: Барановичи, Белыничи, Береза, Березино, Бобруйск, Брагин, Быхов, Ганцевичи, Горки, Дзержинск, Добруш, Ельск, Жабинка, Житковичи, Иваново, Ивацевичи, Калинковичи, Кировск, Клецк, Кличев, Кобрин, Корма, Костюковичи, Краснополье, Кричев, Круглое, Лепель, Лунинец, Любань, Ляховичи, Марьина Горка, Мозырь, Мядель, Несвиж, Новогрудок, Новополоцк, Орша, Петриков, Пинск, Рогачев, Россоны, Светлогорск Свирь, Славгород, Слуцк, Смолевичи,Солигорск, Старые Дороги, Столин, Толочин, Хойники, Хотимск, Чашники, Червень, Чериков, Чечерск, Узда[20].

За 15 лет (1992—2007 гг.) число протестантских сообществ в процентном отношении к сообществам иных конфессий возросло почти вдвое. В 2007 году общая картина по всей Белоруссии выглядела так: 47,4 % православных общин; 33,4 % протестантских; 14,9 % католических; 4,4 % прочих.

Примечания

  1. В Беларуси празднуют 500-летие Жана Кальвина (недоступная ссылка)
  2. Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 1993. — 620 с.: іл.
  3. Żamejć J. Świr i kościół Świrski : krótka historja na pamiątkę konsekracji kościoła, dokonanej przez jego Ekscelencję Księdza Arcybiskupa Romualda Jałbrzykowskiego, metropolitę Wileńskiego, dnia 17 i 18 czerwca 1928 r.
  4. Латышонак, А. Навуковыя крыніцы самаакрэслення Саламона Рысінскага як беларуса Архивная копия от 3 июня 2015 на Wayback Machine / А. Латышонак // Рэфармацыя і грамадства : XVI стагоддзе : Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. — Мінск : Беларускі кнігазбор, 2005. — С. 126—131.
  5. Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 2 т. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) [і інш.]. — Мн.: БелЭн, 2006. — С.21.
  6. Начало служения (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано 1 марта 2005 года.
  7. Стараверства, пратэстантызм // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 105.
  8. Стараверства, пратэстантызм // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 106.
  9. Стараверства, пратэстантызм // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 107.
  10. Адносіны савецкага ўрада да канфесій. Распаўсюджванне атэізму // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 192—195.
  11. Канфесіянальная палітыка ў Заходняй Беларусі // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 211—213.
  12. Партыйна-дзяржаўная палітыка да рэлігіі ў пасляваенны час // Канфесіі на Беларусі / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі (рэд.), А. М. Філатава. — Мн.: Экаперспектыва, 1998. — С. 256—260.
  13. Religions of the World, A comprehensive encyclopedia of beliefs and practices J. Gordon Melton, Martin Baumann[нем.] — ABC-CLIO, 2002. — 1593 с., (С.134)
  14. International Religious Freedom Report 2010. Дата обращения: 24 февраля 2013. Архивировано 13 января 2014 года.
  15. 15,0 15,1 История пятидесятнического движения. Дата обращения: 8 апреля 2013. Архивировано 27 августа 2012 года.
  16. 16,0 16,1 Количество религиозных общин в Республике Беларусь (по состоянию на 1 января 2012 г.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2013. Архивировано 6 декабря 2012 года.
  17. VIII-й съезд Белорусской Объединённой церкви христиан веры евангельской (БОЦХВЕ). Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  18. BWA Statistics Архивировано 27 июня 2012 года.
  19. Belarus (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2013. Архивировано 5 августа 2016 года.
  20. Михаил Голденков. Беларусь протестантская // Вадим Деружинский «Секретные исследования» : Аналитическая газета. — 2010.

Ссылки