Происхождение украинской идеологии Новейшего времени

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Происхождение украинской идеологии Новейшего времени
Происхожденіе украинской идеологии Новѣйшаго времени
Автор Иван Лаппо
Жанр исторический очерк
Язык оригинала русский дореформенный
Оригинал издан 1926 год
Издатель Русское культурно-просветительное общество имени А. В. Духновича, Ужгород, Чехословакия
Выпуск 1926 год
Страниц 24
Носитель книга

«Происхожде́ние украи́нской идеоло́гии Нове́йшего вре́мени» (рус. дореф. Происхожденіе украинской идеологии Новѣйшаго времени) — произведение русского историка Ивана Лаппо, написанное в эмиграции, статья, затем брошюра. Посвящено авторскому исследованию истоков возникновения идеи украинства. Издано в 1926 году в Ужгороде при участии Русского культурно-просветительного общества имени А. В. Духновича. Произведение переиздавалось.

История

Автор, историк Иван Иванович Лаппо

Осенью 1919 года в ходе Гражданской войны Иван Лаппо, взяв с собой только самое необходимое для дальнейшей работы, вместе с семьёй через территорию, подконтрольную Вооруженным силам Юга России, оказался в эмиграции. В 1921 году он обосновался в Чехословакии, где в октябре 1923 года в Праге открылся Русский народный университет, принявший его на должность профессора[1]. Здесь ученый сосредоточился на работе по «литовскому вопросу»[1], а также опубликовал ряд работ, посвященных украинскому народу, одна из которых получила название «Происхождение украинской идеологии Новейшего времени»[2] и была опубликована отдельной брошюрой в чехословацком Ужгороде при содействии Русского культурно-просветительного общества имени А. В. Духновича в 28-м его выпуске. Брошюра, согласно авторскому замыслу представлявшая собой исторический очерк, содержала 24 страницы.

Содержание

Сквозь всю работу Лаппо стержнем проходит авторская идея, что украинцы представляют собой политическое партийное движение, а украинство является национально-политической партией. «Я не думаю, — писал автор, — чтобы можно было найти сколь достаточное число крестьян Киевщины, Черниговщины, Волыни, Галичины, которые бы называли себя украинцами». Лаппо отказывает украинскому языку в праве на самостоятельное существование и называет его «провинциальным диалектом Южной России». Он предполагает, что Тарас Шевченко в оригинале «мыслил по-русски», а Россия представлялась ему не чужой, а родной.

Критика

Украинский карпатский писатель Василий Гренджа-Донской (1897—1974) подверг брошюру Лаппо острой критике за видение украинского языка «провинциальным диалектом Южной России».[3].

Варианты издания

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мякишев В. П. И. И. Лаппо — учёный с живым чувством исторической действительности // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. : научный журнал. — Воронеж: Издательство ВГУ, 2004. — Вып. 1. — С. 162-176. — ISSN 1814-2958.
  2. Удод О. А. Лаппо І. І. // Енциклопедія історії України. У 10 т. / Редкол В. А. Смолій та ін. — Інститут історії України НАН України. — К.: Наукова думка, 2009. — Т. 6. Ла-Мі. — С. 43. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-966-00-1028-1.
  3. ? // Сучасні проблеми мовознавства і літературознавства : збірник наукових праць. — Ужгородський державній університет, 1999.