Прозоровский, Лев Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лев Михайлович Прозоровский
Имя при рождении Лев Михайлович Прозоровский
Гражданство  СССР
Профессия актёр,театральный режиссёр
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1937 Орден Трудового Красного Знамени — 1949
Народный артист РСФСР— 1949 Заслуженный артист РСФСР Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1937

Лев Михайлович Прозоровский (наст. фам. Ременников; 22 апреля (4 мая) 1880, Луганск — 16 июня 1954, Москва) — русский советский театральный режиссёр и актёр. Народный артист РСФСР (1949).

Биография

Родился в бедной провинциальной мещанской семье. Работал в слесарной мастерской, но увлекался театром.

Профессиональную деятельность начал в 1899 году в товариществе драматических актёров под руководством антрепренёра М. Н. Строителева. С 1905 работал в театрах Каменец-Подольска, Винницы, Пензы, Саратова, Костромы, Вологды, Киева, Одессы и др.

С 1908 занимался режиссурой. В 1916—1917 гг. был призван в армию. После Октябрьской революции вступил в труппу первого созданного советской властью в Москве театра — театра Московского военного округа в помещении зала «Аквариум». За несколько лет сменил несколько московских театров новых формалистических направлений: был художественным руководителем и актёром театра Рогожско-Симоновского района Москвы (1918), актёром бывшего Театра Корша (1919), Театра Революционной сатиры (1921), Театра им. МГСПС и Московского театра Революции (1922). В 1923 — режиссёр Малого театра, где он оставался на протяжении более чем тридцати лет (с 1923 по 1954 год).

Роли: Любим Торцов; Подхалюзин («Свои люди — сочтёмся»), Протасов («Живой труп»), Городничий («Ревизор»), Франц Моор («Разбойники» Шиллера); Брадобрей («Королевский брадобрей» Луначарского) и др.

Постановки в Малом театре: 1924: «Уриэль Акоста» Гуцкова; 1925: «Женитьба Белугина» Островского и Соловьёва, «Анна Кристи» О’Нила, «Женитьба Бальзаминова» Островского; 1926: «Лево руля!» Билль-Белоцерковского, «Смерть Петра I» Шаповаленко; «Любовь Яровая» (совм. с И. С. Платоном): 1927: «1917 год» Суханова и Платона; «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. Смолина (совместно с режиссёром И. С. Платоном); 1929: «Огненный мост» Ромашова; 1931: «Ясный лог» Тренёва; 1934 «Бойцы» Ромашова (совм. с К.П. Хохловым); 1937: «Лес», 1947: «На белом свете» П.Ф. Нилина (совм. с Цыгановым), 1954: «Снегурочка».

Критики особо отмечали успех постановки пьесы Тренева «Любовь Яровая». Это было время, когда театральная жизнь России переживала бурный подъем новых веяний и течений, и только Малый театр упорно хранил приверженность своим академическим традициям, чураясь революционных идей в искусстве. Оказавшись в окружении новаторств, Малый театр переживал явный кризис, однако удачная постановка спектакля «Любовь Яровая» вернула театральную Москву к классике, показав, что и современные пьесы с революционным содержанием могут жить по законам старого традиционного жанра.

Конечно, спектакли того времени были полны революционного пафоса и пропагандистского рвения. Таким стал и спектакль «Огненный мост» Б. Ромашова (1929), представивший галерею типических образов старой буржуазной и новой советской интеллигенции, образы которых представили А. Яблочкина, М. Климов, В. Пашенная, В. Ольховский, Н. Рыбников, С. Кузнецов, А. Васенин и другие ныне легендарные актёры Малого театра.

«В первый год Великой Отечественной войны общественность Магнитогорска через газеты „Магнитогорский рабочий“ и „Челябинский рабочий“ обратилась к коллективу Малого театра, находившемуся в то время в Челябинске, с просьбой возобновить культурное шефство и помочь магнитогорскому театру имени А. С. Пушкина, — рассказывает сайт Малого театра (недоступная ссылка). — Руководство Малого театра, обсудив это письмо, командировало в Магнитогорск Прозоровского сроком на один год в качестве главного режиссёра». За время работы в Магнитогорске (1942—1944) Прозоровский поставил пьесы: «Батальон идет на Запад» Г. Мдивани, «Русские люди» К. Симонова, «Иван да Марья» Е. Пермяка, «Весна в Москве» В. Гусева, «Со всяким может случиться» Б. Ромашова, «Нашествие» Л. Леонова, «Машенька» А. Афиногенова и другие. Кроме того, был создан спектакль по пьесе местных драматургов Татьяничевой и Смелянского «Этих дней не смолкнет слава».

В 1952 году — помимо режиссёра-постановщика Малого театра, стал главным режиссёром Литературно-драматического театра ВТО.

Похоронен на Введенском кладбище (7 уч.).

Награды

Ссылки