Проданный аппетит

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проданный аппетит
укр. Проданий апетит
плакат Братьев Стенбергов, 1928плакат Братьев Стенбергов, 1928
Жанр фэнтези
экранизация
На основе одноимённого памфлета Поля Лафарга
Режиссёр Николай Охлопков
Автор
сценария
Анатолий Мариенгоф
Николай Эрдман
В главных
ролях
Амвросий Бучма
Мария Дюсиметьер
Марк Цыбульский
Оператор Иосиф Рона
Художник-постановщик Георгий Байзенгерц, Борис Эрдман
Кинокомпания Первая кинофабрика ВУФКУ
Страна  СССР
Язык украинский (субтитры)
Год 1928
Ссылки
Сайт vufku.org/lost/prodanyj-… (укр.) (англ.) — официальный сайт Проданный аппетит

«Про́данный аппети́т» (другое название — «Филантро́п») — советский немой художественный фильм Николая Охлопкова, снятый по мотивам одноимённого памфлета Поля Лафарга на Первой кинофабрике ВУФКУ в 1928 году. Эксцентрика, выбранная авторами в качестве основы киноязыка, по-новому разоблачает чудовищные контрасты буржуазного общества[1].
Первый показ состоялся в Киеве 5 марта 1928 года. Фильм не сохранился.

Сюжет

Шофёр Эмиль остался без работы. Нечего было есть, муки голода обессиливали тело. В то время у банкира де Раппе, одного из самых богатых капиталистов Европы, сильно заболел желудок. Он имел аллигаторский аппетит, но его желудок мог принимать порцию не больше завтрака какой-нибудь птицы. Лучшие врачи Европы были в его распоряжении и ломали голову, как помочь банкиру. И вот однажды один из профессоров изобрёл чрезвычайный способ спасти больного богача: операцией отделить процесс еды от функций переваривания. Профессор Фукс смело предложил своему пациенту: «Если вы найдёте человека, который продаст вам свой желудок, я смогу заставить переваривать то, что вы будете есть».
И Эмиль согласился продать свой желудок. Профессор Фукс сделал операцию, желудок Эмиля перешёл в распоряжение богача. Отныне Эмиль был рабом, отныне он получил страшные муки из-за того, что начал есть обрадованный Раппе. Его аллигаторский аппетит вышел наконец на широкое поле. Много вкусных блюд исчезало в его прожорливой пасти. Эмиль устал. Не было сил жить. Он только искал возможность лишить себя жизни. А владелец проданного аппетита — банкир — не давал ему ни минуты покоя. Погиб капиталист со своим аппетитом в аварии автобуса, которым управлял Эмиль.— приводится по изданию «Фильмы производства фабрик Украинфильма», Харьков, 1934[2]

Кадр из фильма: Жанна и Эмиль

В аннотации не упоминается о любовной линии — невесте Эмиля Жанне, которая после сделки с банкиром становится его женой. Их свадебное путешествие омрачает внезапное открытие Жанны: острая, физическая боль искажает лицо Эмиля всякий раз, как Раппе принимается есть. Случайно обнаружив контракт, Жанна узнаёт причину страданий супруга и решается ему помочь.
Эмиль снова за рулём, но именно в этот момент банкир без конца пьет разные вина, от чего хмелеет Эмиль, автобус перестаёт слушаться водителя, из него на ходу выскакивают испуганные пассажиры. Банкир глух к мольбам ворвавшейся к нему Жанны, в отчаянии она подсыпает в его бокал яд. Но опомнившись, соображает, что от яда погибнет её муж. Автобус с разгону налетает на дом и разбивается в щепки, Эмиль мёртв[3].

В ролях

  • Амвросий БучмаЭмиль, безработный
  • Марк Цибульский — банкир де Раппе
  • Анисим СусловБидатр, ресторатор
  • А. Гвоздева — жена ресторатора
  • Мария Дюсиметьер — Жанна, дочь ресторатора
  • Иван Маликов-Эльворти — Жиго, фининспектор
  • Владимир Лисовский — профессор Фукс
  • В. Комар — секретарь
  • Проняев — тренер
  • А. Белов — 1-й обжора
  • Анастасий Симонов — 2-й обжора
  • Борис Шелестов-Заузе — лакей
  • Татьяна Тарновская — проститутка
  • Анна Кожевникова — буфетчица
  • Георгий Ортоболевский — церемониймейстер
  • Т. Кочкина — посетительница
  • Борис Тамаринэпизод
исполнители даются по Аннотированному каталогу «Советские художественные фильмы» т. 1 (1961)[4], а также данным из русскоязычных порталов о кино

История создания

…Охлопков почувствовал в ра­боте над памфлетом Лафарга возможность продолжить свои поиски новой формы современной трагикомедии — памфлет nредоставлял для этого все возможности.

Постановка по мотивам памфлета П. Лафарга стала второй работой в кино Н. Охлопкова и, по мнению бывшего с ним в переписке С. Юткевича, ещё более смелым экспериментом, чем его дебют — «Митя» (1927)[6]. Оригинальный сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа был утверждён Высшей репертуарной комиссией ВУФКУ в мае 1927 года и уже в июле киногруппа приступила к съёмкам. Часть из них прошла в Киеве[7], исполнитель Эмиля А. Бучма сам выполнял многочисленные трюковые сцены без участия каскадёров[8]. Монтажными средствами действие в фильме выстраивалось бурно, в нарастающем темпе[5].

По первоначальному замыслу фильм должен был ставиться в полном отрешении от натуралистической обстановки, для чего основным фоном стал бы чёрный бархат, что «помогло бы заняться вплотную изучением кино-игры, света и линии». Но за отсутствием необходимого количества материала (бархата и прочего) режиссёр пошёл на компромисс, предприняв только «вылазки в сторону кино-экспериментальной обработки снимаемого»[9].

Вопросы формы занимали в работе режиссуры едва ли не первое место. Но было бы ошибкой считать, что у режиссуры «форма — самоцель», что режиссура узко-формально подходила к вещи… Нет. Вопросы формы, вся сложность и простота их вырастали в прямой зависимости от необычайности фабулы, сюжета и социальной остроты основной темы.

Николай Охлопков, режиссёр о работе над фильмом «Проданный аппетит»[9]

Охлопков на сей раз сознательно отка­зался от длинных кусков, понимая, что изображение физиологических страданий неуместно средствами актёрского подражания, и применил систему хорошо продуманных кинометафор, деталей и чисто динамических средств. Например, большой фрагмент мучений героя он воплотил в целой серии крупных планов и монтажных кусков, снятых с движения на аттракционе — так называемых «американских горах» в саду Ленинградского Народного дома.

К началу декабря все съёмки были завершены[8].

Прокат и дальнейшая судьба

Телеграмма

КО ВСЕМ КРАЕВЫМ ОТДЕЛАМ ВУФКУ
ИЗВЕЩАЕМ ЧТО ЛАБОРАТОРИЯ ВУФКУ ЗАГРУЖЕНА МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ СО ВСЕГО СОЮЗА И ЗАГРАНИЦЫ НА КАРТИНУ ПРОДАННЫЙ АППЕТИТ ТЧК
В СВЯЗИ С ЭТИМ ВЫСЫЛКУ ВАМ ЭТОЙ КАРТИНЫ ПРИХОДИТСЯ ВРЕМЕННО ЗАДЕРЖАТЬ ТЧК
КАРТИНУ ПРИШЛЕМ ВАШЕМУ ОТДЕЛУ НЕМЕДЛЕННО КАК ВЫПОЛНИМ ВАШ ЗАКАЗ

— ПРАВЛЕНИЕ ВУФКУ[10]

Премьера картины в Киеве состоялась 5 марта 1928 года[11], в Москве — 12 июня 1928 года[4][8]. О коммерческом успехе свидетельствует сохранившаяся в архиве ВУФКУ телеграмма[10].

Выход на экраны вызвал бурную дискуссию в прессе, причём «критическая разноголосица ни в малой степени не облегчила задачу объективного рассмотрения удач и просчётов бесспорно талантливой работы Охлопкова». С резкими статьями против картины сразу в двух газетах выступил прежде работавший в ВУФКУ К. И. Фельдман, что оказалось губительным для дальнейшей карьеры Охлопкова-кинорежиссёра в УССР[12].

В январе 1932 года за подписью заместителя председателя Главреперткома П. А. Бляхина вышла директива: «Картину в представленной редакции запретить»[13]:

Картина выхолащивает социально-политическое содержание социалистического строительства, подменяет классовую борьбу отвлечённой героикой борьбы пролетариата с трудностями. На ряду с полным искажением классово-политической обстановки в городе и в деревне, наряду с отрицанием роли партии и <неразборчиво> картина недопустима для массового зрителя в силу её подчёркнутого формального трюкачества.

Постановление о запрете, 19 января 1932[13]

Фильм не сохранился[14], исходники всех фильмов Охлопкова, хранившиеся в фильмотеке Одесской киностудии, погибли под бомбёжкой в первые месяцы Великой Отечественной войны[15].

Примечания

  1. К<оломаров>. Б. Проданный аппетит // Жизнь искусства : журнал. — 1928. — Август (№ 35). Архивировано 9 апреля 2023 года.
  2. Герман М., Іваницький І. Проданий апетит // Фільми виробництва фабрик Українфільму (укр.). — Харків: Мистецтво, 1934. — С. 38–39.
  3. Фильма о голоде и пресыщении // Проданный аппетит // Производство «ВУФКУ» / Кино-проспект. — М.: Теа-кино-печать, 1928. — 6 с.
  4. 4,0 4,1 Советские художественные фильмы. Т. 1, 1961, с. 287.
  5. 5,0 5,1 5,2 Искусство кино № 6, 1980, с. 102.
  6. Искусство кино № 6, 1980, с. 101.
  7. Ятко М. Скажений автобус // Кіно : журнал. — 1927. — Август (№ 17). — С. 4—5. Архивировано 9 апреля 2023 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Проданий апетит (укр.). ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). Дата обращения: 9 апреля 2023. Архивировано 9 апреля 2023 года.
  9. 9,0 9,1 Охлопков Н. Без претензии на «иллюзию действительности» // Проданный аппетит // Производство «ВУФКУ» / Кино-проспект. — М.: Теа-кино-печать, 1928. — 6 с.
  10. 10,0 10,1 Телеграма (укр.). ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). Дата обращения: 9 апреля 2023. Архивировано 9 апреля 2023 года.
  11. Миславский В. Н., 2016, с. 292.
  12. Искусство кино № 6, 1980, с. 104.
  13. 13,0 13,1 Постановление комитета о запрете. ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). Дата обращения: 9 апреля 2023. Архивировано 9 апреля 2023 года.
  14. Миславский В. Н., 2016, с. 293.
  15. Искусство кино № 6, 1980, с. 90.

Литература

  • Дев'ятнин В. Фільм про черево (укр.) // Кiно : журнал. — 1928. — № 1. — С. 8—9.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог // Немые фильмы / сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, П. В. Фионов, Ю. В. Якубович. — М.: Искусство, 1961. — Т. 1: Немые фильмы (1918—1935). — 528 с. — 3000 экз.
  • Юткевич Сергей. Инозримый Охлопков // Искусство кино : журнал. — 1980. — Июнь (№ 6). — С. 90—110.
  • История украинского советского кино. В 3 т. / Б. С. Буряк, Г. В. Журов, С. Г. Зинич и др.. — К.: Наукова думка, 1986. — Т. 1 (1917—1930). — 245 с.
  • Миславский В. Н. Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930. — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Т. 1. — 496 с. — ISBN 978-966-2149-55-5.

Ссылки