Проводы (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проводы
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Юрий Сергеев
Автор
сценария
Игнатий Дворецкий
В главных
ролях

Александр Парра
Людмила Зайцева
Игорь Ледогоров
Николай Волков

Анатолий Грачёв
Алексей Булатов
Татьяна Фёдорова
Ирина Гошева
Оператор Лев Бунин
Композитор Кирилл Молчанов
Кинокомпания Творческое объединение «Экран»
Длительность 134 мин.
Страна  СССР
Год 1978

«Про́воды» — советский двухсерийный художественный телефильм, снятый в 1978 году на базе ТО «Экран». Жанр фильма может определяться в диапазоне от производственной драмы до мелодрамы.

Сюжет

Начальник управления снабжения крупного промышленного города на Крайнем Севере, важного пункта на Северном морском пути Сергей Старосельский переходит с повышением на должность начальника Главного управления снабжения министерства в Москву. Ему придётся покинуть места, которым он отдал более 25 лет жизни, расстаться с людьми, работавшими с ним долгое время.

Наступает последний день пребывания Старосельского в должности, когда должны состояться его проводы коллективом управления. Однако спокойно проститься не получается — тяжёлая ледовая обстановка, трудности с проводом судов не дают забыть повседневные заботы. Ближайшие же сотрудники Старосельского вольно или невольно ощущают, что с его отъездом уходит, в некотором смысле, целая эпоха. Это пожилой и опытный первый зам Плинер, который ожидает, что со сменой начальника управления ему, по-видимому, придётся уйти на пенсию; это честный, осторожный и благоразумный «вечный второй» Яранцев, неожиданно отказывающийся принимать место начальника управления; это амбициозный и предприимчивый молодой Чанышев, напротив, не отказывающийся от той должности, от которой он должен был бы отказаться.

Одновременно с завершением пребывания в должности завершается и личная драма Старосельского, долгие годы влюблённого в женщину, которой так и не хватило смелости уйти от мужа, бывшего в своё время близким другом Старосельского. Наконец, последние дни на прежней работе начальник управления снабжения вынужден проводить в обществе начинающей журналистки Цыренжаповой, молодой женщины с неудавшейся личной жизнью. Она получила задание написать материал об управлении и по прошествии четырёх дней тесного общения испытывает откровенное восхищение по отношению к начальнику управления. Старосельскому предстоит проститься и с ней. Предстоит пережить этот долгий последний день...

Литературная основа

Основой сценария, созданного Игнатием Дворецким, стала его собственная пьеса «Проводы» (подзаголовок — «Сцены из современной жизни в двух частях»)[1], впервые изданная ВААП в Москве в 1975 году. В «Проводах», как и в других поздних пьесах Дворецкого, появившихся после «Человека со стороны» (1971), главный герой которой — «максималист, требующий полного подчинения делу», прослеживается уже ориентация на героя как на «максималиста, воспринимающего дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу». «Такой герой живёт в согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих»[2].

«Проводы» были поставлены на сцене московского театра имени Маяковского[3]. В 1976—1977 годах театром выпущен аудиоспектакль по пьесе Дворецкого, в постановке Б. Кондратьева и А. А. Гончарова, с участием Армена Джигарханяна (Старосельский), Татьяны Дорониной (Горчакова), Владимира Самойлова (Горчаков), Александра Ханова (Плинер), Светланы Мизери (Цыренжапова), Юрия Горобца (Яранцев), Евгения Лазарева (Чанышев), Галины Анисимовой (ведущая) и Надежды Самойловой (секретарь)[4]. Художником театральной постановки был Э. Г. Стенберг[5].

По некоторым данным, пьеса также ставилась в Казанском русском Большом драматическом театре имени Качалова (1976, режиссёр В. М. Портнов)[6], в Русском театре в Петрозаводске[7], в ленинградском Малом драматическом театре (1976, режиссёр Е. М. Падве)[8] и других.

В критике сложилось мнение о пьесе Дворецкого не только как о сугубо производственной драме, но, скорее даже, как о психологической драме или мелодраме[9].

В ролях

Съёмочная группа

Примечания

  1. Дворецкий И. М. Трасса: пьесы. — Л.: Советский писатель, 1978
  2. Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич / Козлова О. И. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографический словарь: в 3 т. / под. ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 1. А—Ж. — 733 с. — С. 614. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 17 мая 2012 года.
  3. Владимир Ходий. Последний романтик театра // Губерния, № 26712, 01 апреля 2014. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  4. Игнатий Дворецкий. Проводы. Аудиоспектакль. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 17 ноября 2016 года.
  5. М. Н. Строева. Библиография. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  6. Московский академический театр имени Вл. Маяковского. Портнов Владимир Михайлович. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 9 февраля 2016 года.
  7. Художники Карелии. Пехова Е. К., Поленков Д. С., Поляков В. О.. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 24 марта 2016 года.
  8. Академический Малый Драматический Театр — Театр Европы. Репертуар. 1971—1980 гг. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  9. Строева М. Н. Проводы // Вечерняя Москва, 12 февраля 1976, с. 3; Чепуров А. А. Игнатий Дворецкий: драматург и его дело. — Л.: Советский писатель, 1989. — 315 с. — С. 248

Ссылки