Присциллиан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Присциллиан Авилский»)
Присциллиан
«Представления Присциллиана о соответствиях имён патриархов с частями души и, параллельно, знаков зодиака с частями тела.» Цитата из труда Орозия «Наставление относительно заблуждения присциллиан и оригенистов»

Присциллиа́н, также Прискиллиа́н (лат. Priscillianus; около 340, Галлеция, Римская империя — 385, Трир, Римская империя), — испанский ересиарх, епископ Авилы (381—385), христианский писатель. Вплоть до XI века оставался единственным западным христианином, казнённым за ересь[1][2].

До 600 года имел последователей (присциллиане) своего учения, в основе которого лежал гностико-манихейский дуализм[2].

Источники

О Присциллиане сообщает Иероним Стридонский в 121-й главе своей книги «О знаменитых мужах», эта глава и посвящена Присциллиану[3].

Деятельность

Присциллиан был сторонником аскетизма и вегетарианцем[2]; принадлежал к партии Идация (Гидатия) и Ифация[3].

Был обвинён испанскими епископами в ереси, волшебстве и безнравственности на основании данных очень шатких. На соборах, созванных в Сарагосе (Сарагосские соборы[en]) в 380 году и в Бурдигале (ныне Бордо) в 384 году, Присциллиан был осуждён, апеллировал к императору, не получил оправдания и здесь, и в 385 году — вместе с четырьмя последователями — был казнён (обезглавлен) в Трире при тиране Максиме[2].

Это был первый случай казни еретиков, произведший громадное впечатление и вызвавший особенно сильное негодование со стороны святых Амвросия Медиоланского и Мартина Турского[2].

Учение

Об учении Присциллиана мало известно, по некоторым известиям, он придерживался учения Василида. Насколько можно судить на основании сохранившихся 11 трактатов Присциллиана, вся его вина состояла в том, что он держался некоторых независимых воззрений на канон Священного Писания, на демонов и на загадку человеческой жизни. Безнравственного в учении Присциллиана не было ничего; напротив, он был сторонник аскетизма и вегетарианец[2].

Его учение имело множество последователей — присциллиан. В основе их доктрины лежал гностическо-манихейский дуализм. Около 600 года исчезли последние следы присциллиан[2].

Труды

Присциллиан — автор множества небольших работ, часть которых сохранилась[3]. Авторы ЭСБЕ насчитывали 11 дошедших до нас трактатов после того, как немецкий филолог Георг Шепсс издал (Вюрцбург, 1889) обнаруженные им в вюрцбургской библиотеке рукописные сочинения, подписанные именем Присциллиана, и посвятил ему свои публикации[2] («Priscillian, ein neuaufgefundener lat. Schriftsteller des IV Jahrh.», 1886; «Notiz zu Priscillian», 1890; «Pro Priscilliano», 1894)[4][2].

Считается автором «Иоанновой вставки» — апокрифического добавления в Новом Завете, призванного обосновать догмат троичности Бога.

Примечания

  1. Диармайд Маккалох. Христианство. Три тысячи лет. — Москва: Издательство "Э", 2016. — С. 327. — 1192 с. — ISBN 978-5-699-53740-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Прискиллиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 3,2 Иероним Стридонский. «О знаменитых мужах». 121 глава. Прискиллиан. Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 28 июня 2015 года.
  4. Шепсс, Георг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература