Принц Бира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Принц Бира
Гражданство Флаг Таиланда Таиланд
Дата рождения 15 июля 1914(1914-07-15)
Место рождения Бангкок, Сиам
Дата смерти 23 декабря 1985(1985-12-23) (71 год)
Место смерти Лондон, Великобритания
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 19501954
Автомобили Maserati, Gordini, Connaught
Гран-при 19
Дебют Великобритания 1950
Последний Гран-при Испания 1954
Лучший финиш Лучший старт
5 (Великобритания 1950) 4 (Швейцария 1950)
Подиумы Очки БК
0 8 0

Принц Бирабонгзе Банудей Банубанд (тайск. พระวรวงศ์เธอ พระองค์เจ้าพีรพงศ์ภาณุเดช, 15 июля 1914, Большой дворец, Бангкок — 23 декабря 1985, Лондон) — принц Сиама (с 1939 года — Таиланда), автогонщик и яхтсмен, участник довоенных гонок Гран-при и чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 в 19501954 гг. Участник Олимпийских игр 1956, 1960, 1964 и 1972 годов в парусном спорте. В Европе был известен под именем Принц Бира (англ. Prince Bira).

Довоенная карьера

Внук короля Сиама Монгкута и сын принца Бханурангси Савангвонгсе — принц Бирабонгзе прибыл в Европу в 1927 году, чтобы завершить образование в Англии в Итонском колледже и Кэмбриджском университете. Принц Бира вместе со своим двоюродным братом принцем Чула Чакрабоном (Принц Чула) основали команду White Mouse Racing (рус. Белая Мышь Рейсинг). Первую свою гонку принц Бира провёл в 1935 году в Бруклэндсе, пилотируя Riley Imp. Свою машину Бира раскрасил в голубой и жёлтый цвета. Позже в том же году принц Чула дал принцу Бира один из новых гоночных автомобилей ERA — R2B, прозванный Romulus. Бира финишировал вторым в первой же своей гонке за рулём Romulus, несмотря на необходимость останавливаться для ремонта. В оставшихся гонках сезона Бира был в числе пилотов, выступавших на самых мощных машинах, заняв ещё одно второе место и пятое на Гран-при Донингтона.

В 1936 году принцы решили, что результаты прошедшего сезона заслуживают покупки второй машины ERA. Они приобрели Remus для использования на британских этапах и оставили Romulus для международных гонок. Принц Чула также приобрёл Maserati 8CM для White Mouse Racing. Бира выиграл в дальнейшем 4 гонки сезона за рулём ERA. Кроме того, выступая за рулём Maserati, он финишировал 5-м в Донингтоне и 3-им в Бруклендсе.

Выступления в 1936 году стали кульминацией карьеры Принца Бира и White Mouse Racing. После перехода Дика Симана в 1937 году в Mercedes, тайцы купили его Delage и все запчасти к нему. Несмотря на некоторые доработки и приглашение опытного гоночного инженера Лофти Инглэнда — будущего менеджера команды Jaguar, машины были неконкурентоспособны и во многих случаях Бира был вынужден гоняться на старых и теперь уже существенно устаревших ERA. Кроме того, деньги, потраченные на доработку Delage уменьшили средства команды. В это время Бира показывал приличные результаты в британских гонках. Международные же более дорогостоящие гонки стали для принца настоящим несчастьем.

Послевоенная карьера

Maserati A6GCM Принца Бира

После Второй мировой войны Принц Бира вернулся в автогонки. В 1947 году он одержал победу в Гран-при де Фронтир в Шимэ. В 1949 году принц выступал не только в европейских гонках, но и в Аргентине. В Мар-дель-Плате он финишировал вторым, вслед за Хуаном Мануэлем Фанхио.

В начале 1955 года Бира одержал последнюю свою победу в гонках — Гран-при Новой Зеландии в Ардморе. Вскоре он неожиданно принял решение завершить карьеру. Затем принц вернулся в Таиланд, где несколько лет занимался бизнесом. Потом он жил в Швейцарии, поддерживая таиландских спортсменов. Последние годы жизни провёл в Англии. Умер 23 декабря 1985 года в Лондоне на станции метро «Баронс Корт».

Результаты в Формуле-1

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Место Очки
1950 Enrico Platé Maserati
4CLT/48
Maserati
4CLT
1,5 L6S
P ВЕЛ
Сход
МОН
5
500
ШВА
4
БЕЛ
ФРА
ИТА
Сход
8 5
1951 Частная
заявка
Maserati
4CLT/48
OSCA T4500
4,5 V12
P ШВА
500
БЕЛ
ФРА
ВЕЛ
ГЕР
ИТА
ИСП
Сход
0
1952 Equipe Gordini Simca-Gordini
T15
Gordini
1,5 L4
Е ШВА
Сход
500
БЕЛ
10
0
Gordini T16 Gordini
2,0 L6
ФРА
Сход
ВЕЛ
11
ГЕР
НИД
ИТА
1953 Connaught
Engineering
Connaught A Lea-Francis
2,0 L4
D АРГ
500
НИД
БЕЛ
ФРА
Сход
ВЕЛ
7
ГЕР
Сход
ШВА
0
Scuderia Milano Maserati
A6GCM
Maserati A6
2,5 L6
P ИТА
11
1954 Officine
Alfieri Maserati
Maserati
A6GCM
Maserati
250F
2,5 L6
P АРГ
7
500
17 3
Prince Bira Maserati
250F
БЕЛ
6
ФРА
4
ВЕЛ
Сход[1]
ГЕР
Сход
ШВА
ИТА
ИСП
9

См. также

Примечания

  1. После 42 кругов отдал автомобиль Флокхарту, который через два круга сошёл с дистанции из-за аварии.

Ссылки