Приедайне
Приедайне | |
---|---|
Priedaine | |
![]() | |
56°58′27″ с. ш. 23°53′42″ в. д.HGЯO | |
Город | Юрмала |
Дата основания | 1911 |
Население | 699[1] чел. (2008) |
Приедайне (латыш. Priedaine)[2], часть Юрмалы в 14 км от Риги, единственный городской район на правом берегу реки Лиелупе.
История
Посёлок образовался в начале XX века. Уже в 1911 году в Приедайне было выстроено около 100 домов. Приедайне — дачный район для зажиточных слоев населения, в состав тогдашнего Юрмальского района Риги включен в 1949 году. В советское время здесь развивалось производство (участок торфяной фабрики, завод железобетонных конструкций) и строительство квартир. Построены школа и дом культуры.
Белая дюна (латыш. Baltā kāpa) — памятник природы государственного значения — находится в 4 км от железнодорожной станции Приедайне, на берегу Лиелупе. Дюна образовалась в течение последних двухсот лет, расположившись перпендикулярно берегу моря. Длина дюны — 800 м, высота — 15-17 м. Причиной формирования дюны послужил прорыв рекой Лиелупе перешейка в 1757 году, образовавший новое место впадения реки в море. Отсюда раскрывается вид на Лиелупе, Стирну рагс и Буллюпе.
Мосты
Железнодорожный мост
Железнодорожный мост был построен в ходе прокладки Риго-Туккумской железнодорожной линии. Концессию на строительство железной дороги Рига-Туккум получил в 1873 году рижский ратсгер Александр Герман Фальтин (Александр Фёдорович Фальтин), а строил инженер Гёте. Строительство началось 13 мая 1875 года, а первый технический поезд прошёл через ещё строившийся мост 4 августа 1876 года. Поезд подвозил строительные материалы[3][4].
Весной 1877 года мост впервые был испытан ледоходом и устоял. А 26 июня 1877 года в 8 часов и 15 минут утра первый пассажирский поезд отправился из Риги до Майоренгофа. Во время первой мировой войны мост был разрушен, относится к 1875—1876 гг. в 1922 году он был восстановлен. Его взорвали во время боевых действий 14 октября 1944, восстановили через 5 лет при реконструкции и электрификации линии Рига-Тукумс[4]. В 1986—1888 гг. железнодорожный мост был реконструирован.
Автомобильный мост
Строительство автотранспортного моста завершено в 1962 году.
Памятники архитектуры
- Железнодорожная станция Приедайне, построена в 1938 году архитекторами А. Грундманисом, Я. Шарловсом. Здание построено в стиле функционализма и является одним из наиболее выразительных образцов застройки XX века в Юрмале.
- Жилое здание на ул. Бабитес 1, лит. 3. Построено во второй половине XIX века. В архитектуре оштукатуренного двухэтажного дома чувствуется влияние стиля остзейских деревенских усадеб, а также некоторые черты необарокко. Веранда типа ротонды.
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Примечания
- ↑ Территориальный план города Юрмалы Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine (латыш.)
- ↑ Priedaine (латыш.). — Информация об объекте в публичной версии базы данных топонимов Латвии на сайте Латвийского агентства геопространственной информации (LĢIA): lgia.gov.lv (латыш.).
- ↑ Toms Altbergs. Pāri upēm un gravām. Tilti / Через реки и канавы. Мосты // Иллюстрированная история Латвийской железной дороги = Ilustrētā Latvijas dzelzceļa vēsture (латыш.) / Aiva Lapiņa. — Rīga: Dienas žurnāli, 2016. — 112 с. — ISBN 978-0084-845-01-2.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 The Riga-Tukums Railway line / Железнодорожная линия Рига-Тукумс // Дни Европейского культурного наследия - 2021. Транспорт = 2021.g. Eiropas kultūras mantojuma dienas. Transports (латыш.) / Anna Anita Cīrule. — Рига: Apgāds Mantojums, 2021. — С. 178—179. — 216 с. — ISBN 978-9934-8869-8-0.