Пражский студент (фильм, 1913)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пражский студент
нем. Der Student von Prag
Постер фильма
Жанр Драма
Фантастика
Ужасы
Режиссёр Стеллан Рюэ
Пауль Вегенер
Автор
сценария
Ганс Гейнц Эверс
В главных
ролях
Пауль Вегенер
Йон Готтоут
Грете Бергер
Лида Салмонова
Оператор Гвидо Зебер
Кинокомпания Deutsche Bioscop GmbH
Длительность 85 мин
Страна  Германская империя
Год 1913
Ссылки
IMDb ID 0003419

«Пражский студент»

«Пражский студент» (нем. Der Student von Prag: ein romantisches Drama, 1913) — художественный фильм Стеллана Рюэ и Пауля Вегенера, один из первых образцов германского киносимволизма. По мнению некоторых исследователей, фильм является первым полноценным фильмом ужасов.[1] Фильм породил новый «бродячий сюжет», впоследствии неоднократно экранизировавшийся. Премьера фильма состоялась в Германии 22 августа 1913 года в кинотеатре Mozart Saal.

Фильм претерпел три ремейка, а также в 1968 году был снят фильм со сходным сюжетом «Три шага в бреду» (Histoires extraordinaires, новелла «Вильям Вильсон», реж. Луи Маль, 1968 — по мотивам одноимённого рассказа Эдгара Аллана По).

Сюжет

Студент Балдуин, изнывающий от безденежья, соглашается подписать с таинственным итальянцем Скапинелли подозрительный договор, который гарантирует Балдуину богатство и женитьбу на Маргит, дочери графа. Взамен Скапинелли возьмет что захочет из комнаты студента. Скапинелли забирает с собой отражение студента в зеркале. Балдуин считает, что сделка удалась и начинает ухаживать за Маргит. Однако Лидушка, которая влюблена в студента, рассказывает о нём Маргит и её жениху, барону Валдису. Барон оскорбляет Балдуина и тот, будучи лучшим фехтовальщиком Праги, вызывает его на дуэль на саблях. Отец Маргит, не желая гибели барона, приходит к студенту и просит его сохранить жизнь Валдису. Балдуин великодушно соглашается и отправляется на поединок. Однако по дороге его коляска застревает, и когда студент наконец подходит к месту дуэли, то встречает своего двойника с окровавленной саблей в руках — барон уже убит. Далее двойник всюду следует за Балдуином, делая его жизнь невыносимой. Отчаявшийся студент стреляет в двойника, но погибает сам, так как на самом деле они с двойником неразделимы. Скапинелли над его телом разрывает договор.

В ролях

Съёмки

На производство этого фильма было выделено 30000 марок. Съемки проводились в наиболее живописных уголках Праги — на улице Алхимиков и Малой Стране, в замке Бельведер. Павильонные декорации создал Роберт Дитрих и Курт Рихтер. Оператор фильма — Гвидо Зебер. В «Пражском студенте» он широко использовал приемы съемки с каше и двойной экспозицией[2].

Музыку специально для премьеры фильма написал Йозеф Вайс, исполнивший её на фортепиано во время премьеры. Сто лет спустя, в 2013 году, премьера отреставрированной версии фильма прошла в сопровождении той же музыки (в оркестровке композитора Бернда Тевеса, дирижёр Даниэль Гроссман[нем.])[3].

Художественные особенности и отзывы

«Пражский студент» впервые утвердил на экране тему, которая превратилась в наваждение немецкого кино,— тему глубокого, смешанного со страхом самопознания. Отторгнув Болдуина от своего зеркального двойника и столкнув их друг с другом, фильм Вегенера символически запечатлел особую разновидность расколотой личности. Вместо того чтобы не замечать дуализм собственной души, объятый страхом Болдуин понимает, что он во власти грозного противника, который является его вторым «я».

Стиль съёмок, судя по отзывам прессы того времени, очень интересен и напоминает манеру испанского художника Риберы.

«Студент из Праги», в котором произошло особенное соединение естественности и искусственности, действительности с декоративностью, необыкновенно меня заинтересовал.

Мотивы

Сценарий фильма написал Ганс Гейнц Эверс, соединив мотивы рассказа Эдгара По «Уильям Уилсон» и поэзии Альфреда де Мюссе. Кроме того фильм вобрал в себя мотивы старых германских легенд о двойниках, некоторое влияние оказали «Необычайное приключение Петера Шлемиля» Шамиссо и «Приключения накануне Нового года» Гофмана.

Примечания

  1. Янина Маркулан. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Издательство «Искусство», Ленинград, 1978. стр. 125
  2. 2,0 2,1 Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Том 2. — М.:"Искусство", 1958.
  3. TV-Tipp zum 16. April: «Der Student von Prag» mit der Originalmusik von Josef Weiss auf arte Архивная копия от 24 февраля 2019 на Wayback Machine // nmz — neue musikzeitung, 15.04.2013.
  4. Зигфрид Кракауэр. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Москва: Искусство, 1977. — 320 с. — 10 000 экз.

См. также