Похищение Европы (картина Тьеполо)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Баттиста Тьеполо
Похищение Европы. 1720—1721 годы
итал. Il ratto di Europa
Холст, масло. 99 × 134 см
Галерея Академии, Венеция

«Похищение Европы» (итал. Il ratto di Europa) — картина итальянского живописца Джованни Батиста Тьеполо (1696—1770), представителя венецианской школы. Создана в 1720—1721 годах. С 1898 года хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции.

Описание

Картина входит в цикл из 4-х полотен, изображающих эпизоды из поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия, которые, вероятно, предназначались для дворца Беллуно. На этой картине изображен миф о Европе, молодой девушке, в которую влюбился Юпитер, и, превратившись в белого быка, похитил её и принес на остров Крит. Там Европа родила от него трех сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона.

Художник разместил сцену на фоне морского пейзажа: Европа сидит на быке-Юпитере в аристократической позе, и занята туалетом с помощью своих девушек и темнокожего слуги, держащего поднос. В композиции картины Тьеполо применил новую концепцию пространства: за плотными облаками, образующими вместе со скалами широкую арку, открывается безграничный морской пейзаж, пронизанный холодным светом. Композиция развивается по выраженным цветным и светотеневыми контрастам несмотря на некоторую статичность фигур, а палитра становится более светлой и лучезарной, приближенной к манере Себастьяно Риччи. Образ орла на облаке — намек на присутствие Юпитера. Рядом с птицей находятся путти.

Литература

  • «Галерея Академии. Венеция». Под ред. Лучии Импеллузо. = Gallerie Dell'accademia: Venezia. — /Пер. с ит. — М.: БММ, 2006. — 160 с. — (Великие музеи мира). — 3000 экз. — ISBN 5-88353-246-2.