Постижение (роман)
Постижение | |
---|---|
англ. The Surfacing | |
Автор | Маргарет Этвуд |
Язык оригинала | английский |
Дата первой публикации | 1972 |
«Постижение» (англ. Surfacing) — второй роман канадской писательницы Маргарет Этвуд. Опубликован издательством «Макклелланд и Стюарт» в 1972 году. Роман описывался комментаторами как дополнение к «Политике силы», стихам Этвуд[1].
Роман, затрагивающий проблемы, связанные с национальной и гендерной идентичностью, предвосхищал рост озабоченности по поводу консерватизма и появления канадского национализма[2]. Он был экранизирован в 1981 году.
Сюжет
В книге рассказывается история женщины, которая возвращается в свой родной город в Канаде, чтобы найти пропавшего отца. В сопровождении своего любовника Джо и супружеской пары, Анны и Дэвида, героиня романа погружается в прошлое в доме своего детства, вспоминая события и чувства, пытаясь найти разгадки таинственного исчезновения своего отца. Мало-помалу прошлое настигает её и уводит в царство дикости и безумия.
Темы
Отделение
Отделение — основная тема романа. Это показано в первой главе, когда рассказчик оказывается политически лишённым собственности как англоговорящий в Квебеке, в то время, как Квебек стремится стать независимой франкоговорящей нацией[3].
Выразителем чувства национализма является экстремист Дэвид, который утверждает, что Канаде было бы лучше без «фашистских свиней-янки», и предлагает изгнать их из страны с помощью бобров[4].
Феминизм
Феминизм, тема многих романов Этвуд, исследуется с точки зрения женщины, раскрывая способы маргинализации женщин в их профессиональной и личной жизни[5].
Влияние других произведений
«Постижене» перекликается со структурой романа Джека Керуака «На дороге», когда рассказчик едет на машине обратно в дом своего детства[6]. Его также сравнивают с романом «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат. Неназванный рассказчик Этвуд и Эстер Гринвуд из романа Плат обе доведены до психологического срыва из-за своего нежелания придерживаться социальных ожиданий, налагаемых на женщин[7].
Приём критиков
В своём эссе «Margaret Atwood: Beyond Victimhood» Мардж Пирси скептически отнеслась к внезапному признанию рассказчика в любви к Джо в конце романа, заявив, что это не помешало рассказчику стать жертвой: выбрав человека, который считает себя неудачником, «как она перестаёт быть неудачницей?»[8].
Примечания
- ↑ The Cambridge companion to Margaret Atwood (англ.). — 1st ed. — Cambridge, UK. — 200 p. — ISBN 0-521-83966-1.
- ↑ Cooke, 2004, p. 52.
- ↑ Fraser, Wayne. The Dominion of Women: The Personal and the Political in Canadian Women’s Literature (Contributions in Women’s Studies) : 126
- ↑ Cooke, 2004, p. 56.
- ↑ Cooke, 2004, p. 53.
- ↑ Cooke, 2004, p. 54.
- ↑ Delaney, Paul."Clearing a Canadian Place." The New York Times Book Review. March 4, 1973, p. 5.
- ↑ Howells, Coral Ann. The Cambridge Companion to Margaret Atwood (Cambridge Companions to Literature) : 46-50
Литература
- Cooke, Nathalie. Margaret Atwood: A Critical Companion. — Westport, CT : Greenwood Press, 2004. — ISBN 0-313-32806-4.
Ссылки
- Diving into Atwood’s Surfacing by Ingrid Norton
- Margaret Atwood at the Literary Encyclopedia
- After Nature, an article by Jill Dawson
- On: Margaret Atwood’s 'Surfacing' by Richard Cheadle
- Margaret Atwood. Surfacing. A Reader’s Companion and Study Guide, at «Luminarium: Anthology of English Literature»