Постижение (роман)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Постижение
англ. The Surfacing
Автор Маргарет Этвуд
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1972

«Постижение» (англ. Surfacing) — второй роман канадской писательницы Маргарет Этвуд. Опубликован издательством «Макклелланд и Стюарт» в 1972 году. Роман описывался комментаторами как дополнение к «Политике силы», стихам Этвуд[1].

Роман, затрагивающий проблемы, связанные с национальной и гендерной идентичностью, предвосхищал рост озабоченности по поводу консерватизма и появления канадского национализма[2]. Он был экранизирован в 1981 году.

Сюжет

В книге рассказывается история женщины, которая возвращается в свой родной город в Канаде, чтобы найти пропавшего отца. В сопровождении своего любовника Джо и супружеской пары, Анны и Дэвида, героиня романа погружается в прошлое в доме своего детства, вспоминая события и чувства, пытаясь найти разгадки таинственного исчезновения своего отца. Мало-помалу прошлое настигает её и уводит в царство дикости и безумия.

Темы

Отделение

Отделение — основная тема романа. Это показано в первой главе, когда рассказчик оказывается политически лишённым собственности как англоговорящий в Квебеке, в то время, как Квебек стремится стать независимой франкоговорящей нацией[3].

Выразителем чувства национализма является экстремист Дэвид, который утверждает, что Канаде было бы лучше без «фашистских свиней-янки», и предлагает изгнать их из страны с помощью бобров[4].

Феминизм

Феминизм, тема многих романов Этвуд, исследуется с точки зрения женщины, раскрывая способы маргинализации женщин в их профессиональной и личной жизни[5].

Влияние других произведений

«Постижене» перекликается со структурой романа Джека Керуака «На дороге», когда рассказчик едет на машине обратно в дом своего детства[6]. Его также сравнивают с романом «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат. Неназванный рассказчик Этвуд и Эстер Гринвуд из романа Плат обе доведены до психологического срыва из-за своего нежелания придерживаться социальных ожиданий, налагаемых на женщин[7].

Приём критиков

В своём эссе «Margaret Atwood: Beyond Victimhood» Мардж Пирси скептически отнеслась к внезапному признанию рассказчика в любви к Джо в конце романа, заявив, что это не помешало рассказчику стать жертвой: выбрав человека, который считает себя неудачником, «как она перестаёт быть неудачницей?»[8].

Примечания

  1. The Cambridge companion to Margaret Atwood (англ.). — 1st ed. — Cambridge, UK. — 200 p. — ISBN 0-521-83966-1.
  2. Cooke, 2004, p. 52.
  3. Fraser, Wayne. The Dominion of Women: The Personal and the Political in Canadian Women’s Literature (Contributions in Women’s Studies) : 126
  4. Cooke, 2004, p. 56.
  5. Cooke, 2004, p. 53.
  6. Cooke, 2004, p. 54.
  7. Delaney, Paul."Clearing a Canadian Place." The New York Times Book Review. March 4, 1973, p. 5.
  8. Howells, Coral Ann. The Cambridge Companion to Margaret Atwood (Cambridge Companions to Literature) : 46-50

Литература

Ссылки