Поставангард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Москва 1941 года
(Кремлёвские башни в 2 раза выше)

Поставангард (пост-авангард, англ. Post-avant-garde art, нем. Neo-Avantgarde) — условные периоды в художественной культуре возникшие после направления названного «авангардом» (классический авангард, второй русский авангард, трансавангард), как противопоставление ему[1][2][3]. Иногда является синонимом постмодернизма[4].

История и термин

Поставангард сложился в СССР в условиях «неофициального искусства»:

  • после 1932 года закрепилось разделение искусства на «официальное» и «неофициальное» — закрытие множества художественных объединений и идеологический контроль.
  • после 1985 года с началом перестройки и гласности — «неофициальное искусство» стало легальным.

Термин применяется ко времени начиная с 1930-х годов как «полифоничная модернистская культура»[5] и к современному искусству, например «Советский поставангард» c 1950-х или с 1970-х годов.

Поставангард в музыке второй половины XX века называют «второй волной».

В философии поставангард завершил процесс дегуманизации искусства, начавшийся под влиянием роста промышленностии под возздействием потери человеком прежних духовных оснований бытия[6]

См. также

Примечания

  1. Толковый словарь арт терминов.
  2. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: Словарное издательство ЭТС, 2010.
  3. Назарова А. Н. Авангард и поставангард в русском искусстве. Минск, 2015.
  4. Энциклопедия русского авангарда Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine.
  5. Балашов А. Поставангард или русское искусство 1920—1930 годов Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine — Артеология, 2010.
  6. История русской литературы XX века (20-90-е годы): основные имена. М.: Филологический факультет МГУ, 1998. С. 25.

Литература

В хронологической последовательности:

  • Голынко Д. Ю. Современный русский поставангард: Направления, модели, стратегии. Диссертация кандидата искусствоведения. СПб., 1999.
  • Балашов А., Покровский С., Антонов В., Мыларщикова Н. Поставангард 1920—1940: иллюстрации к истории русского искусства. М.: Сканрус, 2002. XXV, 152 л.

Ссылки