Последние сонаты Шуберта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.

История

История написания сонат восстановлена благодаря рукописям которые сохранились. Сонаты написаны в два этапа — начальный эскиз и окончательная, финальная версия.

Первые наброски композитор сделал в 1828 году. В них мотивы из разных частей сонаты или даже из других сонат вперемешку расположены на одном и том же листе, что даёт понять, что последние две сонаты созданы параллельно. Финал Си бемоль мажорной сонаты написан до окончания первой части, что не было свойственно Шуберту. Окончательные версии сонат казались единым. Сонаты отмечены Шубертом Sonate I, II, III, в указанном порядке, и на последнем листе поставлена дата 26 сентября. В отличие от первых набросков, окончательные версии сонат написаны аккуратно и скрупулёзно.

Как было отмечено, финальная версия сонат завершена в сентябре 1828 года. На протяжении этого месяца написан струнный квинтет и несколько песен цикла «Лебединая песня» — выдающиеся достижения для такого короткого периода. Последняя соната завершена 26 сентября. Двумя днями спустя, Шуберт уже исполнял её на одном из вечеров в Вене. В письме издателю Пробсту, датированном 2 октября, Шуберт изъявляет желание опубликовать сочинения. Однако Пробста это не интересует, а 19 ноября Шуберт умирает от брюшного тифа, так и не дождавшись издания сонат. В следующем году Фердинанд, брат Шуберта, продаёт рукописи другому издателю, Антону Диабелли, который опубликует их только спустя 10 лет, в 1839 году. Шуберт намеревался посвятить сонаты Иоганну Гуммелю (кем восхищался), ученику Моцарта, композитору (пионеру романтизма), выдающемуся пианисту. Однако, к тому времени, как сонаты опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта. Тем не менее Шуман сонатами остался не доволен. Он говорил о «чрезмерной простоте идеи», «добровольном отречении от яркого новаторства», называл сонаты «бесконечными волнообразными движениями, всегда музыкальными и певучими, обрывающимися здесь и там волнами горячей страсти, но так же быстро и затихающими».

Ещё одним композитором, серьёзно заинтересовавшимся сонатами, был Иоганнес Брамс. Брамса интересовало открытие и издание неизвестных произведений Шуберта, особенно сонат. В дневнике, Клара Шуман восхищалась исполнением Брамсом последней сонаты. Несмотря на позитивную оценку Брамса, сонаты Шуберта, последние включительно, весь XIX век заброшены и не достойно восприняты, считались не подходящими для фортепиано. Только по прошествии века со дня смерти Шуберта критиков начало интересовать его фортепианное творчество, особенно после исполнений сонат Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом. На протяжении следующих десятилетий интерес к сонатам продолжал расти, и к концу века они входили в классический фортепианный репертуар, часто исполнялись на концертах. В конце XX века учёные спорили о сопоставлении шубертовских последних сонат с последними сонатами Бетховена. Последняя, Си бемоль мажорная соната добилась большего успеха, чем две остальные.

Литература

  • Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — Москва: Эдиториал УРСС, 1998. ISBN 5-901006-55-0
  • Шуман Р. Последние сочинения Франца Шуберта (1840) // Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей, том II-A. Москва: Музыка, 1978.