Порт-о-Франсе
Научно-техническая станция | |
Порт-о-Франсе | |
---|---|
фр. Port-aux-Français | |
49°21′ ю. ш. 70°13′ в. д.HGЯO | |
Страна | Франция |
Статус | окружной центр |
Заморская территория | Французские Южные и Антарктические территории |
Административный округ | острова Кергелен |
Глава округа | Жан-Франсуа Ванакер[1] |
История и география | |
Основан | 1950 |
Тип климата | умеренный морской |
Часовой пояс | UTC+5:00 |
Население | |
Население | 70–120 человек |
|
|
taaf.fr/La-base-de-Port-… (фр.) | |
|
|
Порт-о-Франсе́ (фр. Port-aux-Français — «порт французов») — административный центр округа Кергелен Французских Южных и Антарктических территорий (неофициально считается их главным населённым пунктом)[2]. Не имеет постоянного населения и является, по сути, научно-технической станцией (базой).
История
Первая попытка заселить остров была предпринята в 1928 году, тогда французы открыли здесь фабрику по консервированию лангустов. Однако всё закончилась неудачей, и спустя некоторое время эта фабрика была закрыта, а острова вновь покинуты.[3]
К заселению островов вновь вернулись в 1949 году. Место для создания поселения выбиралось с расчётом на то, что позже здесь будет создана взлётно-посадочная полоса. В 1950 году был основан Порт‑о‑Франсе.[4]
В 1955 из Австралии сюда стали доставлять машины для скотобойной компании «Сидап» (фр. Société industrielle des abattoirs parisiens, сокр. Sidap — «Индустриальное общество парижских мясников»); к 1957 году завершилось строительство фабрики по переработке мяса и шкур тюленей. Её открытие 16 декабря 1957 года было ознаменовано первой на архипелаге свадьбой (предприниматель Марк Пешенарт взял в жёны Мартин Ролен). Фабрику закрыли в 1960-х, оборудование было отправлено на остров Реюньон в 2005 году.
C момента основания поселения (1950 год) вблизи него проводились в прошлом (например, АРАКС) и ведутся в настоящее время научно-исследовательские работы, метеорологические наблюдения и запуски исследовательских ракет («Arcas», «Dragon», «Eridan»). В 1970-х годах в Порт‑о‑Франсе установлена станция спутниковой связи.
География
Порт‑о‑Франсе находится на южном побережье полуострова Курбе[англ.] на северном берегу залива Морбиан[англ.] на востоке острова Гранд-Тер архипелага Кергелен[2]. Местность, где расположена база, практически не защищена от ветров. Скорость ветра свыше 30 м/с (100 км/ч) — обычное явление, часто скорость достигает 40 м/с (150 км/ч), временами — до 55 м/с (200 км/ч).
Строения и сооружения
В Порт‑о‑Франсе находятся научные лаборатории (биологические, геофизические) и технические сооружения (метеорологические, телекоммуникационные, системы спутникового слежения). Недавно была установлена мареографическая станция; показания её приборов отправляются на локальный сервер, который передаёт данные через интернет с помощью спутниковой связи.
Прочие сооружения: административное здание, больница, ресторан (столовая), жилые блоки, церковь, транзитный зал, электростанция, котельная, автобаза, ангары, столярная мастерская, портовые постройки, резервуары для топлива.[5]
Население
Постоянного населения нет[4]. Зимой (с июня по август) численность населения составляет 50—70, а летом (с декабря по февраль) — 120—140 человек. В основном это учёные, технический и обслуживающий персонал.
Транспорт
Изначально планировалось создание взлётно-посадочной полосы, которая, однако, так и не была построена. Есть гавань, позволяющая принимать мелководные суда. Порт‑о‑Франсе снабжается научно-исследовательским судном «Марион Дюфрен II» (фр. Marion Dufresne 2e, на илл. слева), которое курсирует от острова Реюньон (расстояние 3 490 км, время в пути — около 10 дней).
На острове используются автомобили, несмотря на отсутствие дорожной сети. Коды автомобильных номеров (см. илл. справа) построены следующим образом: первые две цифры указывают год ввода в эксплуатацию, а остальные четыре — последние четыре цифры серийного номера транспортного средства.
Туризм
Порт‑о‑Франсе популярен, как правило, только среди эко-туристов, так как до него довольно сложно добраться. «Марион Дюфрен» — единственное судно, берущее небольшие группы туристов. В гавань Порт‑о‑Франсе заходят яхты, совершающие кругосветные путешествия.[3]
Достопримечательности
В городе находится самая южная французская католическая церковь — Церковь Богоматери Ветров (фр. Notre-Dame des Vents). Также можно выделить самую южную могилу немецкого солдата: в 1940 году там был захоронен погибший в результате несчастного случая член экипажа крейсера «Атлантис» матрос Бернхард Херман[3].
Интересные факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. |
- Практически на одном меридиане с Порт‑о‑Франсе (70° в. д.) находятся такие города как Ташкент, Кабул, Ханты-Мансийск, Астана. На противоположной широте относительно этого населенного пункта находятся такие города как Харьков, Волгоград, Караганда.
- Географическим антиподом Порт‑о‑Франсе является деревня Консул[англ.] (англ. Consul) в канадской провинции Саскачеван, причём численности их населения приблизительно равны.
См. также
- Заморские владения Франции
- Французские Южные и Антарктические территории
- Мартин-де-Вивье
- Полярная станция
Примечания
- ↑ Organigramme des Terres australes et antarctiques francaises (фр.) (PDF) (недоступная ссылка). Официальный сайт ФЮАТ (3 марта 2013). Дата обращения: 6 мая 2013. Архивировано 6 мая 2013 года.
- ↑ 2,0 2,1 Нефёдкин А. К. Порт-о-Франсе . Энциклопедия. Вокруг света (5 декабря 2011). Дата обращения: 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 О городе Порт‑о‑Франсе, о-в Кергелен . Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 4,0 4,1 Поспелов Е.М. Кергелен // Географические названия мира: Топонимический словарь. . — 2001.
- ↑ База Порт-о-Франсе (фр.) (недоступная ссылка). Округ архипелага Кергелен. Официальный сайт ФЮАТ. Дата обращения: 4 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
Ссылки
- Фотографии Порт‑о‑Франсе Архивная копия от 9 октября 2006 на Wayback Machine
- Официальный сайт ФЮАТ