Порт-о-Франсе

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Научно-техническая станция
Порт-о-Франсе
фр. Port-aux-Français
49°21′ ю. ш. 70°13′ в. д.HGЯO
Страна  Франция
Статус окружной центр
Заморская территория Французские Южные и Антарктические территории
Административный округ острова Кергелен
Глава округа Жан-Франсуа Ванакер[1]
История и география
Основан 1950
Тип климата умеренный морской
Часовой пояс UTC+5:00
Население
Население 70–120 человек

taaf.fr/La-base-de-Port-…  (фр.)
Порт-о-Франсе на карте
Порт-о-Франсе
Порт-о-Франсе

Порт-о-Франсе́ (фр. Port-aux-Français — «порт французов») — административный центр округа Кергелен Французских Южных и Антарктических территорий (неофициально считается их главным населённым пунктом)[2]. Не имеет постоянного населения и является, по сути, научно-технической станцией (базой).

История

Первая попытка заселить остров была предпринята в 1928 году, тогда французы открыли здесь фабрику по консервированию лангустов. Однако всё закончилась неудачей, и спустя некоторое время эта фабрика была закрыта, а острова вновь покинуты.[3]

К заселению островов вновь вернулись в 1949 году. Место для создания поселения выбиралось с расчётом на то, что позже здесь будет создана взлётно-посадочная полоса. В 1950 году был основан Порт‑о‑Франсе.[4]

В 1955 из Австралии сюда стали доставлять машины для скотобойной компании «Сидап» (фр. Société industrielle des abattoirs parisiens, сокр. Sidap — «Индустриальное общество парижских мясников»); к 1957 году завершилось строительство фабрики по переработке мяса и шкур тюленей. Её открытие 16 декабря 1957 года было ознаменовано первой на архипелаге свадьбой (предприниматель Марк Пешенарт взял в жёны Мартин Ролен). Фабрику закрыли в 1960-х, оборудование было отправлено на остров Реюньон в 2005 году.

C момента основания поселения (1950 год) вблизи него проводились в прошлом (например, АРАКС) и ведутся в настоящее время научно-исследовательские работы, метеорологические наблюдения и запуски исследовательских ракет («Arcas», «Dragon», «Eridan»). В 1970-х годах в Порт‑о‑Франсе установлена станция спутниковой связи.

География

Порт-о-Франсе на топографической карте Кергелена

Порт‑о‑Франсе находится на южном побережье полуострова Курбе[англ.] на северном берегу залива Морбиан[англ.] на востоке острова Гранд-Тер архипелага Кергелен[2]. Местность, где расположена база, практически не защищена от ветров. Скорость ветра свыше 30 м/с (100 км/ч) — обычное явление, часто скорость достигает 40 м/с (150 км/ч), временами — до 55 м/с (200 км/ч).

Климат Порт‑о‑Франсе
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 22,3 22,3 20,6 23,0 16,8 14,5 13,4 14,4 15,8 19,1 21,3 21,6 23,0
Средний максимум, °C 11,2 11,5 10,7 8,8 6,6 5,0 4,8 5,0 5,3 6,8 8,4 10,2 7,9
Средняя температура, °C 7,2 7,5 7,0 5,6 3,7 2,4 2,0 2,0 2,2 3,3 4,7 6,3 4,5
Средний минимум, °C 4,1 4,3 3,7 2,6 0,9 −0,3 −0,8 −0,8 −0,7 0,4 1,6 3,1 1,5
Абсолютный минимум, °C −1,5 −1 −0,9 −2,7 −5,9 −8,3 −8 −7,3 −7,7 −5 −3,7 −1,2 −8,3
Норма осадков, мм 48 45 59 67 69 56 65 66 65 54 52 57 703
Источник: OGP, Weatherbase

Строения и сооружения

Порт‑о‑Франсе в 2004 году

В Порт‑о‑Франсе находятся научные лаборатории (биологические, геофизические) и технические сооружения (метеорологические, телекоммуникационные, системы спутникового слежения). Недавно была установлена мареографическая станция; показания её приборов отправляются на локальный сервер, который передаёт данные через интернет с помощью спутниковой связи.

Прочие сооружения: административное здание, больница, ресторан (столовая), жилые блоки, церковь, транзитный зал, электростанция, котельная, автобаза, ангары, столярная мастерская, портовые постройки, резервуары для топлива.[5]

Население

Постоянного населения нет[4]. Зимой (с июня по август) численность населения составляет 50—70, а летом (с декабря по февраль) — 120—140 человек. В основном это учёные, технический и обслуживающий персонал.

Транспорт

Автомобиль Renault Kangoo
на острове Кергелен
«Марион Дюфрен»
в заливе Морбиан

Изначально планировалось создание взлётно-посадочной полосы, которая, однако, так и не была построена. Есть гавань, позволяющая принимать мелководные суда. Порт‑о‑Франсе снабжается научно-исследовательским судном «Марион Дюфрен II» (фр. Marion Dufresne 2e, на илл. слева), которое курсирует от острова Реюньон (расстояние 3 490 км, время в пути — около 10 дней).

На острове используются автомобили, несмотря на отсутствие дорожной сети. Коды автомобильных номеров (см. илл. справа) построены следующим образом: первые две цифры указывают год ввода в эксплуатацию, а остальные четыре — последние четыре цифры серийного номера транспортного средства.

Туризм

Порт‑о‑Франсе популярен, как правило, только среди эко-туристов, так как до него довольно сложно добраться. «Марион Дюфрен» — единственное судно, берущее небольшие группы туристов. В гавань Порт‑о‑Франсе заходят яхты, совершающие кругосветные путешествия.[3]

Достопримечательности

В городе находится самая южная французская католическая церковь — Церковь Богоматери Ветров (фр. Notre-Dame des Vents). Также можно выделить самую южную могилу немецкого солдата: в 1940 году там был захоронен погибший в результате несчастного случая член экипажа крейсера «Атлантис» матрос Бернхард Херман[3].

Интересные факты

См. также

Примечания

  1. Organigramme des Terres australes et antarctiques francaises (фр.) (PDF) (недоступная ссылка). Официальный сайт ФЮАТ (3 марта 2013). Дата обращения: 6 мая 2013. Архивировано 6 мая 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Нефёдкин А. К. Порт-о-Франсе. Энциклопедия. Вокруг света (5 декабря 2011). Дата обращения: 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 О городе Порт‑о‑Франсе, о-в Кергелен. Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. 4,0 4,1 Поспелов Е.М. Кергелен // Географические названия мира: Топонимический словарь.. — 2001.
  5. База Порт-о-Франсе (фр.) (недоступная ссылка). Округ архипелага Кергелен. Официальный сайт ФЮАТ. Дата обращения: 4 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.

Ссылки