Портрет актрисы Антонии Сарате (картина Гойи, Эрмитаж)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсиско Гойя
Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810 или 1811
исп. Retrato de la actriz Antonia Zárate
Холст, масло. 71 × 58 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-10198

«Портрет актрисы Антонии Сарате» — картина испанского художника Франсиско Гойи из собрания Государственного Эрмитажа, единственная картина Гойи в собрании музея.

Картина является портретом популярной испанской актрисы Антонии Сарате, выступавшей в нескольких мадридских театрах. Она изображена на чёрном фоне в сценическом костюме: в чалме с полумесяцем и атласном халате с горностаевым воротником. К какой именно роли относится этот костюм, не установлено.

Известно, что Гойя написал два портрета Сарате, в посмертной описи его работ отмечено: «Гойя писал донью Антонию Сарате (жену комического актёра Хиля) дважды: один раз в 1810 году, другой — в 1811 году; обе картины находятся в собственности её сына, дона Антонио Хиль-и-Сарате, выдающегося литератора нашей эпохи. Великолепный портрет»[1]. Там не уточняется, какой именно портрет когда был создан. На втором портрете Антония Сарате изображена в чёрном платье, с мантильей, сидящей на софе с жёлтой обивкой; этот портрет находится в Национальной галерее Ирландии в Дублине[2]. Л. Л. Каганэ предположила, что поскольку дублинский портрет является более официальным, то и создан он раньше, то есть в 1810 году, соответственно эрмитажный портрет относится к самому началу 1811 года (Сарате скончалась 4 марта того же года)[3].

После смерти Антонио Хиль-и-Сарате картина сменила нескольких владельцев в Испании, с 1907 года, по данным Л. П. Каганэ и А. Г. Костеневича, находилась в коллекции американского промышленника Генри Осборна Хэвемайера (жена Хэвемайера Луизина упоминает, что попытка приобрести оба портрета Сарате в 1901 году у её наследницы Аделаиды Хиль-и-Сарате не увенчалась успехом[4]). Картина осталась в той части его собрания, которая не была передана согласно завещанию в Метрополитен-музей, а оказалась на публичных торгах. Опять сменив нескольких владельцев, картина в конце концов оказалась в собрании Арманда Хаммера (согласно статье в New York Times, приобретена принадлежавшей Хаммеру галереей у наследника чикагской сети универмагов Marshall Field’s[5]), который в 1972 году подарил её Эрмитажу[6]. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет)[7]. Ответным даром Хаммеру от лица советского народа, сделанным министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, была картина Казимира Малевича «Динамический супрематизм № 38», извлечённая из запасников Третьяковской галереи.

Хранитель испанской живописи в Государственном Эрмитаже Л. Л. Каганэ, анализируя картину, отмечала:

Лицо, выступающее из мрака, сильно освещённое, приковывает к себе. Голова написана в ярком холодном свете, как будто озарена лунным сиянием… Формы лепятся мягко, осязаемо, моделируются светотенью. В колорите сочетаются серые, голубые, белые, спокойные, приглушённые красные тона[8].

Известный итальянский искусствовед Лионелло Вентури писал:

Зарате — красавица-женщина, возбуждающая воображение художника, живущая полной жизнью тела и духа. Но здесь линия едва намечена, и отношения света и тени, поглотившие линию, создают очарование. Этот портрет… — отражение глубокой внутренней жизни, жизни сердца. Это в гораздо большей степени портрет души, чем лица[9].

В 1985 году Министерством связи СССР был выпущен почтовый блок с двумя марками с репродукцией этой картины и купоном, номинал блока — 50 + 50 копеек (№ 5602 по каталогу ЦФА).

В популярной прессе выдвигались теории о неких «экспертах КГБ», якобы установивших, что картина является подделкой[10], однако в научном искусствоведческом сообществе подобные «журналистские расследования» игнорируются. Эта же теория продвигается и в художественной литературе, например в повести «Невозможность путешествий» Дмитрий Бавильский пишет, что «женский портрет кисти Гойи оказался подделкой»[11].

Примечания

  1. Salas X. de. Lista de cuadros de Goya hechta por Carderera // Archivo Español de Arte y Arqueología. — Num. 20. — 1931. — P. 176.
  2. National Gallery of Ireland. — Doña Antonia Zárate le Francisco José de Goya y Lucientes (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 августа 2018. Архивировано 25 августа 2018 года.
  3. Каганэ Л. Л., Костеневич А. Г. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века. Каталог коллекции. — СПб..: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 79.
  4. Goya, Francisco, 1746-1828. Doña Antonia Zárate. 1811 (англ.). FRESCO. The Frick Art Reference Library. Дата обращения: 5 октября 2018. Архивировано 6 октября 2018 года.
  5. Ralph Blumenthal. Armand Hammer's Maze of Skulduggery. The New York Times (October 14, 1996). Дата обращения: 5 октября 2018. Архивировано 6 октября 2018 года.
  6. Каганэ Л. Л., Костеневич А. Г. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века. Каталог коллекции. — СПб..: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 79—80.
  7. Государственный Эрмитаж. — Гойя-и-Лусиентес, Франсиско Хосе де. «Портрет актрисы Антонии Сарате».. Дата обращения: 25 августа 2018. Архивировано 25 августа 2018 года.
  8. Каганэ Л. Испанская живопись XVI—XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л.: Аврора, 1977. — С. 108, 110.
  9. Вентури Л. Художники нового времени / Пер. с итал. Л. М. Бродской, под ред. и с предисл. А. Владимирского. — М.: Издательство иностранной литературы, 1956. — С. 17.
  10. На кого работал «товарищ Арманд» // Коммерсант. — 30 мая 2000 года.. Дата обращения: 25 августа 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  11. Бавильский Д. Невозможность путешествий. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.. Дата обращения: 25 августа 2018. Архивировано 25 августа 2018 года.