Порта-Нуова (Верона)
Достопримечательность | |
Порта-Нуова | |
---|---|
Координаты: 45°25′53″ с. ш. 10°59′18″ в. д.HGЯO | |
Страна | Италия |
Порта-Нуова (итал. Porta Nuova — Новые ворота) — городские ворота в Вероне, северная Италия (область Венето), построенные выдающимся веронским архитектором Санмикели в 1535—1540 годах в рамках реконструкции южных городских стен. Памятник, который демонстрирует органичное соединение потребностей гражданского строительства, эстетики архитектурного творчества и функций военного характера. В стилевом отношении относится к характерным образцам искусства позднего итальянского Возрождения с элементами архитектурного маньеризма. От Порта-Нуова начинается одноимённая улица, которая ведёт на главную площадь — Пьяцца Бра, создавая таким образом важную градостроительную ось от ворот к центру города[1].
История
Резолюции венецианского сената (первая от 15 декабря 1530 г. и вторая от 5 января 1531 г.) предписывали снести длинную сторону старой средневековой стены, отделявшей цитадель Висконти от остальной части Вероны, «для удобства и украшения нашего города». В то же время было решено обновить стену с наружной стороны, так как она была серьезно повреждена во время войны Камбрейской лиги в 1516 году.
В октябре 1530 года ответственным за укрепления Вероны (inzener sopra le Fabriche) был назначен веронский инженер-фортификатор и архитектор Микеле Санмикели. Его проект включал создание трёх городских ворот: первыми были Порта-Нуова (1532), за которыми последовали Порта Сан-Дзено (1541) и Порта Палио (1547)[2].
Работы по созданию фасада в сторону Вероны начались в 1535 году, о чём свидетельствует надпись (которая теперь неразборчива). Современный вид памятника, хотя и мало чем отличающийся от первоначального, претерпел некоторые вмешательства, имевшие место в девятнадцатом веке, особенно во время австрийской оккупации. В 1854 году Порта-Нуова были перестроены австрийцами, получившими город по итогам Венского конгресса. Они пристроили к воротам боковые приделы, облицевали ворота туфом. В результате реконструкции только центральная часть сохранила оригинальный облик XVI века.
Начиная с 1866 года, с присоединением Венето к Королевству Италия, оборонительная функция магистральных стен прекратилась: при итальянской администрации вдоль стен были сделаны различные проходы и проломы для облегчения движения транспорта. Ранее, в 1852 году, к Порта- Нуова были пристроены две большие боковые арки, нарушившие изначальную композицию[3].
Архитектура
В архитектуре ворот воспроизведены элементы построек Древнего Рима, например рустовка стен и арочная система. Замковый камень центральной арки украшен скульптурной головой Юпитера (оригинал хранится в камнерезном музее Маффея: Мuseo lapidario maffeiano). Лик древнеримского божества — символ верховной власти и силы[4].
Всё сооружение ранее венчал Лев святого Марка (символ Венеции), затем был заменён новой эмблемой: два грифона держат щит с двуглавым австрийским орлом, позднее стёртым[5].
Б. Р. Виппер в книге, посвящённой развитию маньеризма в итальянской архитектуре XVI века, отмечал, что Порта Нуова родственна по замыслу архитектуре Палаццо дель Те, построенном в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо: «Сочетание суровой простоты (в общем силуэте ворот) и пышного изобилия (в игре деталей), сырой, неоформленной массы и чётко разработанной поверхности, обесценение колонн сплошной рустовкой, преобладание тяжести над опорой — все эти особенности сближают творчество Санмикели с творчеством таких различных его современников, как Джулио Романо, Перуцци и Серлио, Формиджине в Болонье и Трамелла в Пьяченце»[6].
Примечания
- ↑ Notiziario della Banca Popolare di Verona. — Verona, 1984, n. 3
- ↑ Calcagni А. С. Le mura di Verona. — Cierre edizioni, 2005. — ISBN 88-8314-008-7. — Р. 96
- ↑ Киарелли Р. Верона. История и шедевры. — Verona: Bonechi Edizioni, 1979. — С. 9. — ISBN 88-7204-252-6
- ↑ Concina Е., Molteni Е. La fabrica della fortezza: l’architettura militare di Venezia. — Verona: Banca Popolare di Verona, 2001. — SBN IT\ICCU\RMS\0147089. — Р. 131
- ↑ Davies Р., Hemsoll D. Michele Sanmicheli. — Milano: Mondadori Electa, 2004. — ISBN 88-370-2804-0. — Рp. 246—252
- ↑ Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. 1520—1590. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 116