Поправки к Конституции Канады

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Конституция Канады
Эта статья посвящена Конституции Канады
Конституционная история
Список документов
Конституционное право
Тема:Канада

Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.

История

До 1982 изменение Конституции Канады в основном означало внесение поправок в Акт о Британской Северной Америке 1867. Однако в отличие от большинства конституций в этом акте не было описания процедуры внесения поправок; таким образом, изменения принимались посредством законов Парламента Соединённого королевства (или «имперского парламента») — Актов о Британской Северной Америке. Чтобы внести поправку, федеральное правительство от имени канадской палаты общин и сената обращалось к правительству Великобритании с запросом о внесении поправки и включало в Конституцию резолюцию, содержащую необходимые поправки. Эти резолюции, в свою очередь, всегда принимались британскими политиками с минимальным обсуждением.

Процедуры внесения поправок

С момента патриации Конституции в 1982 г. стала применяться более совершенная процедура внесения поправок, описанная в параграфах 38—49 Конституционного акта (1982).

Большинство поправок могут приниматься лишь при условии, что Палатой общин, Сенатом и двумя третями провинциальных законодательных собраний, представляющими не менее 50 % населения страны приняты идентичные резолюции. Эта процедура, описанная в параграфе 38 Конституционного акта (1982), иногда упоминается как «обычная процедура внесения поправок», или в обиходе как «процедура 7+50».

Однако если поправка к Конституции затрагивает лишь одну провинцию, то требуется только согласие Парламента и законодательного органа этой провинции. Такой характер имели семь из десяти принятых к настоящему моменту поправок: четыре по инициативе и для Ньюфаундленда и Лабрадора и по одной для Нью-Брансуика, Острова Принца Эдуарда и Квебека. Эта процедура описана в параграфе 43 Конституционного акта (1982).

При этом некоторые части Конституции могут быть изменены лишь при единогласном решении всех провинций и обеих палат Парламента. К ним относятся порядок комплектования Верховного суда Канады, процедура внесения поправок в саму Конституцию, а также все законы, затрагивающие Канцелярию канадского монарха или генерал-губернатора. Эта процедура описывается в параграфе 41 Конституционного акта (1982) и известна как «единогласная процедура».

Народный референдум в любой провинции также считается конституционным соглашением, особенно после прецедента, созданного Шарлоттаунским соглашением (см. ниже), хотя это и не закреплено конституционно.

Внесение поправок, касающихся Верховного суда Канады

Учёные юристы постоянно спорят о том, защищён ли Верховный суд Канады Конституцией Канады. Верховный суд Канады был создан не по конституции, а согласно статье 101 принятого Парламентом Акта о Британской Северной Америке (1867) как «Общий апелляционный суд для Канады». На основании статьи 101 Парламент приступил к созданию Верховного суда Канады в 1875 г., приняв «Закон о Верховном суде», который представлял собой обычным законодательным актом, не имевшим на тот момент конституционного значения.

Первым конституционным документом, в котором был упомянут Верховный суд Канады, стал Конституционный акт (1982). Верховный суд упоминается в нём дважды: в параграфе 41 перечислены виды поправок к Конституции Канады, требующие единогласного решения, в том числе «состав Верховного суда» в пункте d этого параграфа, а в параграфе 42(1) перечислены виды поправок к Конституции Канады, требующие обычной процедуры внесения поправок. В пункте 42(1)d говорится, что в таком порядке «нормы, касающиеся, Верховного суда Канады [изменяются] с соблюдением положения пункта d параграфа 41».

Параграфы 41 и 42 Конституционного акта (1982) вроде бы включают Верховный суд Канады в Конституцию Канады, но это включение сомнительно, потому что определение «Конституции Канады» чётко дано в параграфе 52(2). Параграф 52(2) перечисляет тридцать документов, из которых состоит Конституция Канады, среди которых нет Закона о Верховном суде.

Некоторые учёные, в том числе Питер Хогг, предположили, что ссылки на Верховный суд Канады в параграфах 41 и 42 не имеют силы. Они утверждают, что эти упоминания «предварительны» и вступят в силу лишь тогда, когда Парламент включит Закон о Верховном суде в список в параграфе 52(2).

Другие учёные, в том числе профессор Чеффинс, утверждали, что Закон о Верховном суде уже подразумевается в параграфе 52(2) как принятый на основании параграфов 41 и 42.

Сам Верховный суд в деле New Brunswick Broadcasting против Новой Шотландии (спикера Палаты ассамблеи) [1993 1 сборник решений Верховного суда Канады 319] подтвердил, что параграф 52(2) включает в себя неполный список актов, но пока не высказался о том, входит ли в состав конституции Закон о Верховном суде.

Эта проблема имеет важные последствия для отбора кандидатов в судьи в Канаде. В статье 4(2) Закона о Верховном суде говорится, что губернатор в совете (федеральный кабинет министров) имеет право назначать судей в Верховный суд. Премьер-министр Харпер объявил о том, что будет разработан новый изменённый процесс отбора. Если новый процесс будет ограничивать федеральное правительство, это неизбежно приведёт к изменению статьи 4(2) Закона о Верховном суде. Если этот закон будет признан частью Конституции, это изменение потребует поправки к Конституции по обычной процедуре внесения поправок — значительному препятствию, требующему взаимодействия с провинциями. Если же этот закон не входит в Конституцию, Парламент может просто изменить его большинством голосов.

Эта проблема снова была поднята в связи с парламентским законопроектом C-232, принятым Палатой общин к рассмотрению в марте 2010 г. Законопроект изменял Закон о Верховном суде так, чтобы впредь все лица, получившие назначение в суд, могли понимать английскую и французскую речь без помощи переводчика. Если бы Закон о Верховном суде считался частью Конституции, эти изменения требовали бы поправки к Конституции, но законопроект так и не был принят, так как парламент был распущен перед майскими выборами.

Обсуждение

Изменение канадской конституции — тема серьёзных дебатов в Канаде. Между провинциальными правительствами существует генеральное соглашение, по которому некоторые части Конституции нуждаются в изменении, чтобы удовлетворять долгосрочным требованиям многих провинций. Западные провинции требуют лучшего разграничения компетенций на федеральном уровне, а Квебек — лучшей защиты его статуса отдельного общества. Квебек, в частности, так официально и не принял Конституционный акт (1982), хотя это лишь символический жест, не влияющий на правовую применимость Акта.

Тем не менее, соглашение о деталях поправок было трудно достичь. Дополнительной сложностью при попытке изменить Конституцию является запутанность этой процедуры, в большинстве случаев требующей одобрения как федерального парламента, так и двух третей провинциальных правительств, представляющих не менее 50 % населения, а в некоторых случаях требующей одобрения федерального правительства и всех десяти провинциальных правительств.

Мичское соглашение 1987 г. — пакет поправок к Конституции, предназначенный для выполнения долгосрочных требований западных провинций и провинции Квебек,— потерпело неудачу в 1990 г., когда оно не было ратифицировано всеми десятью провинциальными правительствами. Последней попыткой внести всесторонний пакет поправок к Конституции стало Шарлоттаунское соглашение, не одобренное на национальном референдуме в 1992 г.

С момента патриации Конституции в 1982 г. было несколько относительно небольших поправок к ней, которые касались, в частности, провинциального школьного образования на Ньюфаундленде и в Квебеке и изменения названия Ньюфаундленда на Ньюфаундленд и Лабрадор (см. ниже).

Несмотря на то что официально процедура внесения поправок не была изменена, канадское правительство при премьер-министре Жане Кретьене после квебекского референдума 1995 признало региональные вето на предложенные поправки — от провинций Онтарио, Квебек и Британская Колумбия и регионов Прерии (Альберта, Саскачеван и Манитоба) и Атлантическая Канада (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор и Остров Принца Эдуарда).

Поправки к Конституции после 1982 года

Изменение Конституции — тема серьёзного обсуждения в современной Канаде, а обе наиболее полные попытки пересмотреть основной закон были неудачными. Однако было принято десять небольших поправок к Конституции с момента её патриации в 1982 г.

Большинство из этих поправок были ограничены территорией конкретных провинций и поэтому не являлись предметом национального обсуждения. Ни одна из десяти поправок не была вынесена на национальный референдум.

  • Поправка к Конституции (1983): закрепила права коренных народов в Конституции. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 38 («процедура 7+50»).
  • Конституционный акт (1985, представительство): изменил порядок пропорционального распределения кресел в Палате общин. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 44 (только Палата общин и Сенат).
  • Поправка к Конституции (1987, Закон о Ньюфаундленде): расширила образовательные права на пятидесятническую церковь на Ньюфаундленде (аннулирована последующей поправкой в 1998 г.). Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Ньюфаундленда).
  • Поправка к Конституции (1993, Нью-Брансуик): добавила в Канадскую хартию прав и свобод параграф 16.1, давший английскому и французскому лингвистическим сообществам в Нью-Брансуике равные права, в том числе на отдельные культурные и образовательные учреждения. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Нью-Брансуика).
  • Поправка к Конституции (1993, Остров Принца Эдуарда): разрешила заменить службу паромных перевозок на Остров Принца Эдуарда «постоянным» мостом. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Острова Принца Эдуарда).
  • Поправка к Конституции (1997, Закон о Ньюфаундленде): разрешила провинции Ньюфаундленд создать светскую школьную систему вместо церковной образовательной системы. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Ньюфаундленда). Также впервые был использован параграф 47 Конституционного акта (1982), позволяющий Палате общин обходить Сенат при введении в действие старого проекта поправки, который не был одобрен Сенатом.
  • Поправка к Конституции (1997, Квебек): разрешила провинции Квебек заменить отделы среднего образования, относящиеся к религиозным конфессиям, отделами, организованными по лингвистическому принципу. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Квебека). Однако в преамбуле резолюции Квебекского национального собрания, одобрившего поправку, не сказано, какая процедура внесения поправок была использована, а заключено следующее: «Принятие этой поправки никоим образом не означает признания Национальным собранием Конституционного акта (1982), который был принят без его согласия».
  • Поправка к Конституции (1998, Закон о Ньюфаундленде): прекратило действие религиозных квот для ньюфаундлендских религиозных классов. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Ньюфаундленда).
  • Конституционный акт (1999, Нунавут): предоставило территории Нунавут право представительства в Сенате Канады. Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 44 (только Парламент). Поправка к Конституции находилась в параграфах 43—47 законопроекта под названием «Закон об изменении Закона о Нунавуте и Конституционного акта (1867)». Во время принятия этого закона, Престон Мэннинг утверждал, что и этот закон, и Закон о Нунавуте 1993 г. должны приниматься по более представительной процедуре внесения поправок (возможно, по процедуре 7 + 50) и что неиспользование более подходящей процедуры приведёт к будущим конституционным разногласиям.
  • Поправка к Конституции (2001, Ньюфаундленд и Лабрадор): изменила название «Провинция Ньюфаундленд» на «Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор». Поправка внесена по процедуре внесения поправок из параграфа 43 (Парламент и законодательный орган Ньюфаундленда).

Неудавшиеся попытки

Ссылки