Пол-акра ада
Пол-акра ада | |
---|---|
Hell's Half Acre | |
Жанр | нуар |
Режиссёр | Джон Х. Ауэр |
Продюсер | Джон Х. Ауэр |
Автор сценария |
Стив Фишер |
В главных ролях |
Уэнделл Кори Эвелин Кейс Эльза Ланчестер |
Оператор | Джон Л. Расселл |
Композитор | Р. Дэйл Баттс |
Кинокомпания | Republic Pictures |
Длительность | 90 мин |
Год | 1954 |
«Пол-акра ада» (англ. Hell’s Half Acre) — фильм нуар режиссёра Джона Х. Ауэра, который вышел на экраны в 1954 году.
Фильм рассказывает об исправившемся бывшем гангстере (Уэнделл Кори), которого преследуют его бывшие сообщники, надеясь получить долю в его имуществе, а также полиция, которая обвиняет его в убийстве. Кроме того, неожиданно его начинает разыскивать бывшая жена (Эвелин Кейс), которая в течение многих лет не могла поверить в то, что он погиб во время Второй мировой войны.
Действие фильма происходит практически полностью в Гонолулу, в частности, в криминальном квартале города, известном как Пол-акра ада. Согласно «Первой энциклопедии Дикого Запада», выражением «пол-акра ада» называли труднопроходимые участки земли, расположенные в разных районах Дикого Запада[1].
Съёмки в значительной степени также проводились в Гонолулу, и в фильме «много показывается город, который был ещё сравнительно неразвит в 1954 году»[2][3].
Сюжет
В Гонолулу бизнесмен Чет Честер (Уэнделл Кори) сочинил музыкально-поэтическое представление «Полинезийская рапсодия», на премьеру которого в собственном клубе он пришёл вместе со своей возлюбленной Сэлли Ли (Нэнси Гейтс). Перед началом выступления Чету подкладывают записку, которую Сэлли замечает первой и успевает незаметно прочитать. Записку написал некто Слим Новак (Роберт Коста), гангстер, который когда-то был сообщником Чета. Увидев, как Слим, который был в зале, выходит в кабинет, Сэлли следует за ним. Оставшись наедине с Сэлли, Слим заявляет ей, что не удовлетворён заплаченной когда-то Четом суммой отступных за выход из совместного преступного бизнеса, и теперь требует от Чета либо отдать ему весь свой бизнес и уехать с Гавайских островов, либо заплатить ещё 100 тысяч долларов отступных. В противном случае Слим угрожает передать полиции материалы о былой преступной деятельности Чета, что грозит тому многолетним тюремным заключением. Не долго думая, Сэлли убивает Слима из пистолета, после чего рассказывает появившемуся Чету о том, что произошло. В свою очередь Чет говорит ей, что когда-то в молодости он вместе со Слимом ограбил калифорнийский банк, а после службы в ВМС во время войны поселился в Гонолулу, где создал преступную структуру вместе с гавайцем китайского происхождения Роджером Конгом (Филипп Ан). Четыре года назад Чет, заплатив Слиму и Роджеру отступные, полностью ушёл из криминального бизнеса и открыл легальный ресторан в Гонолулу. Поскольку Сэлли совершила убийство ради него, Чет настаивает на том, что он возьмёт это убийство на себя. При этом он просит её забрать 50 тысяч долларов из его банковской ячейки и доставить их его адвокату из Сан-Франциско, который устроит дело так, что Чет отделается лёгким приговором.
Тем временем в Лос-Анджелесе в магазине грампластинок Донна Уильямс (Эвелин Кейс) слышит запись «Полинезийской рапсодии», узнавая её последнюю строчку — «ты моя золотая мечта в начале радуги». Именно эти слова написал ей на своей фотографии её муж Рэнди Уильямс, которого через три дня после свадьбы призвали в ВМС, после чего он пропал без вести во время нападения на Перл-Харбор десять лет назад. Выяснив, что автор рапсодии в Гонолулу ожидает суда по обвинению в убийстве, она оставляет своего жениха и немедленно отправляется на Гавайи, не сомневаясь в том, что рапсодию мог написать только её муж. Из аэропорта Донна сразу направляется к шефу полиции Гонолулу Дану (Ки Люк), где, увидев фотографию Чета, заявляет, что он очень похож на её пропавшего мужа Рэнди. Дан даёт указание доставить Чета на следующий день в его кабинет для встречи с Донной. Время до встречи Донна проводит в компании забавной местной таксистки Лиды О’Рейлли (Эльза Ланчестер), с которой успела подружиться по дороге из аэропорта. Лида показывает Донне город, а затем привозит её к дому Чета, так как та хочет познакомиться с Сэлли. В этот момент в доме Роджер требует от Сэлли отдать ему деньги, предназначенные для юридической защиты Теда, утверждая, что намерен завладеть всем его имуществом. В ходе спора Роджер убивает Сэлли, после чего открывает дверь позвонившей Донне, и, представившись работником по дому, сообщает, что Сэлли нет дома. На следующий день по дороге в участок Чета завозят в морг для опознания тела Сэлли. Увидев её труп, Чет догадывается, кто мог стать убийцей, и, оглушив конвоировавшего его офицера полиции, сбегает из-под охраны, направляясь в известный городской криминальный квартал Пол-акра ада, известный также как Акр, с тем, чтобы поймать и наказать убийцу. Тем временем со слов Донны шеф полиции догадывается, что у дома Чета она скорее всего встретила убийцу Сэлли. Он также понимает, что Тед скорее всего направился в Акр. Дан требует от Донны, чтобы она оставалась в гостиничном номере, так как убийца знает, что она может его опознать, и попытается избавиться от неё как от ненужного свидетеля. Однако не обращая на предупреждение шефа полиции, Донна отправляется на поиски Чета в Акр, уговаривая Лиду, чтобы та устроила её в один из танцевальных залов в качестве платной танцевальной партнёрши. С момента встречи Донны с Даном за ней следил некто Иппи (Леонард Стронг), мелкий преступник, который выполнял поручение местного бандита Табби Отиса (Джесси Уайт). Тому в свою очередь заплатил Роджер, который планирует использовать Донну в качестве наживки, чтобы выманить Чета. Получив информацию от Иппи, Отис выходит на Донну, убеждая её, что может доставить её к Чету. С помощью наркотика он усыпляет Донну и переносит её в свою квартиру, где живёт вместе с женой Роуз (Мэри Виндзор), которая практически открыто изменяет ему с Роджером. Тем временем Дан даёт приказ провести в Акре тотальную облаву на Чета, но тому благодаря действующей в квартале преступной солидарности и с помощью Иппи удаётся ускользнуть от полиции, спрятавшись в том же многоквартирном доме, где держат Донну. Вскоре, когда пьяный Отис пытается изнасиловать Донну, Чет через стену слышит её крики и прибегает на помощь, выгоняя Отиса. Увидев Чета, Донна сразу же признаёт в нём Рэнди, однако Чет отрицает это. Донна рассказывает ему об их кратком браке, а также об 11-летнем сыне Рэнди, которого отец так ни разу и не видел, и который думает, что его отец погиб как герой. Передав Донну в руки полиции, Чет остаётся в квартире в качестве наживки, рассчитывая таким образом выманить Роджера.
Тем временем Дан вместе с Донной решают поймать убийцу в ловушку, запуская информацию о том, что Донна является женой Чета. Иппи доносит эту информацию до Роджера, который не верит в это, подозревая, что это полицейская подстава. Он в ярости ломает своему информатору шею как предателю, после чего слышит по радио подтверждение его слов. Роджер посылает Отиса проверить эту информацию, и тот нарывается на полицейскую засаду. Начинается погоня по кварталу, в ходе которой Отиса убивают. Думая, что убийца Сэлли ликвидирован, Дан отвозит Чета на машине обратно в тюрьму, по дороге получая информацию о том, в раненый Иппи в больнице перед смертью назвал имя Роджера. Услышав это, Чет выхватывает из кармана Дана пистолет, выбрасывает его из машины и уезжает, намереваясь расправиться с Роджером самостоятельно. Однако перед этим он встречается с Донной, фактически признаваясь, что он её муж, однако уговаривает её не рассказывать о себе их сыну. Чет хочет, чтобы для сына его отец Рэнди Уильямс так и остался героем, который погиб на войне, и не хочет, чтобы сын знал, что он превратился в гангстера Чета Честера. После ухода Донны он составляет завещание, оставляя всё своё наследство сыну. Находясь в своём клубе, Чет приглашает туда Роджера, а также вызывает полицию. Во время разговора в клубе Чет отвергает все притязания Роджера и выгоняет его. Несколько минут спустя Чет выходит из клуба, фактически намеренно подставляясь под пули Роджера, который поджидал его в своём автомобиле. Поджидавшие полицейские хватают Роджера на месте преступления. Перед отъездом Донны домой Дан говорит ей, что она может честно сказать Рэнди-младшему, что его отец умер как герой. Чтобы разорвать какую-либо связь мальчика с бесчестным прошлым отца, Дан никому не говорит о завещании Чета и рвёт его.
В ролях
- Уэнделл Кори — Чет Честер, он же Рэнди Уильямс
- Эвелин Кейс — Донна Уильямс
- Эльза Ланчестер — Лида О’Рейлли
- Мэри Виндзор — Роуз
- Нэнси Гейтс — Сэлли Ли
- Леонард Стронг — Иппи
- Джесси Уайт — Табби Отис
- Кей Люк — шеф полиции Дэн
- Филипп Ан — Роджер Конг
- Роберт Коста — Слим Новак
Создатели фильма и исполнители главных ролей
По словам историка кино Артура Лайонса, небольшая кинокомпания «Republic впервые попробовала свои силы в жанре нуар с превосходным фильмом „Шепчущие шаги“ (1943). В 1940-е годы студия создала ещё несколько нуаров, таких как „Самозванец“ (1947) и более сильный в художественном плане „Восход луны“ (1948). Студия продолжала создавать нуаровые фильмы до середины 1950-х годов, произведя такие великолепные картины», как «Дом у реки» (1950), «Город, который никогда не спит» (1953), «Спешите жить» (1954) и «Пол-акра ада» (1954), а также такие менее значимые фильмы, как «Бандитская империя» (1952) и «Человек вооружён» (1956) [4].
Как написал историк кино Дэвид Хоган, «автор криминальных романов и голливудский сценарист Стив Фишер добился большого успеха в 1941 году с фильмом нуар „Ночной кошмар“, который сделал ему имя». После этого Фишер написал оригинальную историю военной драмы «Место назначения — Токио» (1943) и сценарий фильма нуар «Джонни Эйнджел» (1945). Затем последовали сценарии целой серии фильмов нуар, среди них «Рассчитаемся после смерти» (1947), «Леди в озере» (1947), «Блокпост» (1951), «Город, который никогда не спит» (1953), «Викки» (1953) и «Пол-акра ада» [5]. По словам Гленна Эриксона, «режиссёр Джон Х. Ауэр и сценарист Стив Фишер сделали вместе два интересных фильма нуар для Republic Pictures — изящную полицейскую драму „Город, который никогда не спит“ и эту интересную картину, которая снималась на Гавайях»[3].
Актёр Уэнделл Кори был одним из наиболее значимых актёров жанра фильм нуар, сыграв разнообразные роли в таких картинах, как «Ярость пустыни» (1947), «Я всегда одинок» (1948), «Извините, ошиблись номером» (1948) и «Обвиняемая» (1949), а в 1950-е годы — «Дело Тельмы Джордон» (1950), «Окно во двор» (1954), «Большой нож» (1955) и «Убийца на свободе» (1956)[6]. В фильме сыграли также три актрисы, известные своими работами в жанре нуар. В частности, Эвелин Кейс сыграла в таких картинах, как «Лицо под маской» (1941), «Джонни О’Клок» (1947), «Вор» (1951), «Убийца, который запугал Нью-Йорк» (1950) и «Ривер-стрит, 99» (1953)[3]. Эльза Ланчестер запомнилась яркими ролями второго плана в фильмах нуар «Большие часы» (1948), «Загадочная улица» (1950) и «Свидетель обвинения» (1957). Мэри Виндзор, по словам Дэвида Хогана, «начала свою кинокарьеру в 1942 году, исполняя преимущественно небольшие роли без указания в титрах, пока в 1948 году не произвела сильное впечатление игрой в фильме нуар „Сила зла“ (1948)». После этого она стала «одним из самых узнаваемых лиц нуара», сыграв главные роли в фильмах «Узкая грань» (1952) и «Женщина без мужчин» (1955), а также запоминающиеся роли второго плана в фильмах «Снайпер» (1952), «Город, который никогда не спит» (1953), «Пол-акра ада» и особенно «Убийство» (1956)[7][3].
Оценка фильма критикой
Общая оценка фильма
Как отметил историк кино Хэл Эриксон, фильм «не был принят после первого выхода в прокат, однако сегодня считается одним из тех фильмов студии Republic середины 1950-х годов, которые выдержали испытание временем»[8]. Как пишет Спенсер Селби, фильм рассказывает о «женщине, которая приезжает на Гавайи в поисках мужа, который пропал на войне, попадая в запутанную сеть напряжённой тревоги и убийств»[9]. Гленн Эриксон оценивает картину, как «достаточно дорогой для студии Republic Pictures, увлекательный и довольно оригинальный нуаровый триллер, который очень подходит близко к тому, чтобы стать выдающимся фильмом нуар», далее отмечая, что «в плане оригинальности эту картину трудно превзойти». В частности, нуаровое действие «с вполне ожидаемыми двойными и тройными обманами необычно видеть на залитых солнцем улицах или тёмной ночью, когда все одевают гавайские рубахи, включая полицейских детективов». Критик полагает, что фильм умело доносит «атмосферу Гонолулу 1950-х годов, показывая зрителю город, который ещё не был переполнен гигантскими отелями». И хотя его «грязная история кажется странным местом для столь великолепной окружающей обстановки, тем не менее, фильм представляет Гонолулу как вертеп разбойников с ночными перестрелками и поножовщиной», чем напоминает «старую классику Дювивье „Пепе ле Моко“ в алжирском Касбахе»[3].
С другой стороны, по мнению Майкла Кини, хотя «гавайская обстановка довольно привлекательна, тем не менее сюжет запутан, неинтересен и откровенно нелеп» [10]. Кинокритик Иэн Джейн также считает, что «у фильма есть некоторые проблемы, которые не дают ему подняться на высокий уровень». Прежде всего, «фильм берёт медленный темп в первые полчаса», однако проблемы с темпом остаются и далее, кроме того есть «несколько заметных дыр в сюжете». Однако в целом, по мнению Джейна, «достоинства перевешивают недостатки», и зритель получает «хороший (хотя и не выдающийся) фильм нуар, который особенно интересен благодаря своим съёмкам на Гавайях и нескольким достойным сценам ощутимого напряжения». Джейн также отмечает «крепкий актёрский состав и качественную операторскую работу с интересными натурными съёмками, придающими картине гавайский колорит. В ночных эпизодах хорошо использованы тени, создающие атмосферические картины с сильными моментами саспенса»[11].
Околоцензурные эпизоды
Гленн Эриксон обратил внимание на то, что созданные Эвелин Кейс и Мэри Виндзор образы «вплотную подходят к цензурной границе в плане сексуального напряжения, на что в фильмах 1950-х годов можно было только намекать, но нельзя было показывать». В частности, «совершенно понятно, что в одной из сцен Донна лежит под одеялом совершенно явно обнажённой в тот момент, когда распутный Отис находится в опасной близости от неё». Что же касается Роуз, то она практически открыто демонстрирует свою супружескую неверность, «демонстративно проявляя свой кошачий интерес к Роджеру Конгу, и как будто получает единственное наслаждение от жизни в изменах мужу». Как отмечает Эриксон, «это были пикантные роли: в то время фильмы были смиренными, в отличие от женщин»[3].
Оценка работы режиссёра и творческой группы
Эриксон отмечает, что в соответствии с законами фильмов нуар, «сценарий Стива Фишера полон колоритных персонажей», и, несмотря на отступление от некоторых клише нуаровых триллеров, «остаётся верным жанру в отношении крутых обменов репликами». При этом критик считает Ауэра «не особенно самобытным режиссёром», которому «не удаётся поддержать нарастающее напряжение на протяжении всего фильма», но, тем не менее, удаётся свести дело к очень приличному результату[3].
Оценка актёрской игры
Гленн Эриксон считает, что «фильм собрал интересный актёрский состав». В частности, «Уэнделл Кори, которого часто критиковали за отсутствие сильного мужского начала, здесь идеально исполнил роль мошенника, который решил стать честным человеком», а «ценная для любой картины Эвелин Кейс держит в своих руках основную нить истории». Эриксон обращает внимание также на игру характерного актёра Леонарда Стронга в роли «пронырливого информатора Иппи, поведение которого напоминает Питера Лорре в „Касабланке“ вплоть до некоторых его ужимок»[3]. При этом, по мнению Гленна Эриксона, «Эльза Ланчестер менее интересна, хотя и вполне профессиональна. Её странноватая таксистка Лида бросает всё, чтобы стать компаньонкой, доверенным лицом и шофёром Донны на уик-энд. Она удачно введена в историю, но почему-то полностью исчезает в третьем акте»[3]. С другой стороны, Хэл Эриксон замечает, что «Эльза Ланчестер обеспечивает картине столь необходимый юмор в роли безумной таксистки»[8]. Его мнение разделяет и Джейн, написавший, что «роль Ланчестер создана в большей степени для комического расслабления, но на неё всегда приятно смотреть, что бы она ни играла»[11]. Он также считает, что «Кори достойно исполняет главную роль, показывая достаточную харизму, чтобы вынести на себе фильм, и он достаточно убедителен в роли крутого парня», а «Кейс хороша в своей роли, хотя сам её персонаж не столь памятен и убедителен, как хотелось бы». По мнению критика, «Филипп Ан великолепен в роли главного отрицательного персонажа», а «Мэри Виндзор красива, но катастрофически недогружена. Камера любит её, и она довольно хороша»[11]. Кини также отмечает, что «икона нуара Виндзор здесь пропадает зря в роли неверной жены одного из бандитов»[10].
Примечания
- ↑ Ю.В. Стукалин. Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z (англ.). Эксмо. Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано 12 апреля 2016 года.
- ↑ Hell’s Half Acre (1954). Note (англ.). American Film Institute. Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано 12 июля 2017 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Glenn Erickson. Hell’s Half Acre (1954). Review (англ.). DVD Talk. Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Lyons, 2000, p. 46.
- ↑ Hogan, 2013, p. 134.
- ↑ Highest Rated Film-Noir Titles With Wendell Corey (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 26 мая 2017.
- ↑ Hogan, 2013, p. 135.
- ↑ 8,0 8,1 Hal Erickson. Hell’s Half Acre (1954). Synopsis (англ.). AllMovie. Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано 12 мая 2015 года.
- ↑ Selby, 1997, p. 149.
- ↑ 10,0 10,1 Keaney, 2003, p. 182.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Ian Jane. Hell’s Half Acre (1954). Review (англ.). DVD Talk. Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано 6 апреля 2013 года.
Литература
- Spencer Selby. Dark City: The Film Noir. — Jeffeson, NC: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0.
- Michael F. Keaney. Film Noir Guide: 745 Films of the Classic Era, 1940–1959. — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2003. — ISBN 978-0-7864-1547-2.
- David J. Hogan. Film Noir FAQ: All That’s Left to Know About Hollywood’s Golden Age of Dames, Detectives, and Danger. — Milwaukee, WI: Hal Leonard Corporation, 2013. — ISBN 978-1-4803-4305-4.
- Arthur Lyons. Death on the Cheap: The Lost B Movies of Film Noir. — Boston, MA: Da Capo Press, 2000. — ISBN 978-0-3068-0996-5.
- Стукалин Ю.В. Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. — Москва: Эксмо, 2014. — ISBN 978-5-699-67098-7.
Ссылки
- Пол-акра ада Архивная копия от 4 апреля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDB
- Пол-акра ада Архивная копия от 12 мая 2015 на Wayback Machine на сайте Allmovie
- Пол-акра ада Архивная копия от 12 июля 2017 на Wayback Machine на сайте Американского института кино
- Пол-акра ада Архивная копия от 22 января 2019 на Wayback Machine на сайте Turner Classic Movies