Польский Гамлет
Яцек Мальчевский | |
Польский Гамлет. Портрет Александра Велёпольского. 1903 год | |
Hamlet polski. Portret Aleksandra Wielopolskiego | |
холст, масло. 100 × 148 см | |
Национальный музей (Варшава) |
«Польский Гамлет. Портрет Александра Велёпольского» — написанная в 1903 году картина польского символиста Яцека Мальчевского из собрания Национального музея в Варшаве. Картина претендует на переосмысление национальной идеи польского народа (классический пример польской национальной персонификации в искусстве).
Вопреки распространённому мнению, в центре картины изображен не сам Александр Велёпольский (польский государственный деятель и реформатор, 13-й ординат Пиньчувский, который фактически управлял Польшей как помощник наместника князя Константина Николаевича), а его внук — Александр Эдвин Вильгельм Юлиан Мария (1875—1937), 15-й ординат Пиньчувский[1][2][3][4]. Он расположен в центре композиции, в окружении двух женщин, каждая из которых является символическим изображением Польши. Представленная справа пожилая женщина с белыми волосами одета в тёмные одежды, её руки скованы, а лицо носит выражение печали, отчаяния и осознания своего положения. Она символизирует Польшу порабощённую, измученную, неспособную освободиться от ига, то есть «Старую Польшу». С левой стороны — молодая девушка, полуобнажённая, разрывающая оковы. Она полна энергии, и её лицо выражает борьбу. Она воплощает «Молодую Польшу» — перерождённую, обновлённую, готовую к действию, способную прекратить долгосрочное пленение, стать раз и навсегда свободной. Поза мужчины, его опущенный взгляд, ромашка в руках символизируют сомнения и раздумья, выбор, который предстоит сделать польскому народу.
См. также
Примечания
- ↑ Agnieszka Ławniczakowa: Jacek Malczewski. Kraków: Kluszczyński, 1995. ISBN 83-86328-45-2.
- ↑ Elżbieta Sarnowska-Temeriusz: Studia o metaforze. Tom 62. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1983. ISBN 83-04-01355-X.
- ↑ Dorota Kudelska: Dukt pisma i pędzla. Biografia intelektualna Jacka Malczewskiego. Lublin, 2008, s. 731. (pol.)
- ↑ Alfred Wielopolski. List do Redakcji. «Tygodnik Powszechny». 34 (1980) (17). s. 5.
Литература
- Beate Störtkuhl: Kunst und Nation: Krakaus Entwicklung zur kulturellen Hauptstadt desgeteilten Polen in der späten Habsburgermonarchie, in: Gun-Britt Kohler, Rainer Grübel, Hans Henning Hahn (Hrsg.), Habsburg und die Slavia, Frankfurt am Main 2008, ISBN 978-3-631-53123-5, S. 353—387.