Польский Гамлет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яцек Мальчевский
Польский Гамлет. Портрет Александра Велёпольского. 1903 год
Hamlet polski. Portret Aleksandra Wielopolskiego
холст, масло. 100 × 148 см
Национальный музей (Варшава)

«Польский Гамлет. Портрет Александра Велёпольского» — написанная в 1903 году картина польского символиста Яцека Мальчевского из собрания Национального музея в Варшаве. Картина претендует на переосмысление национальной идеи польского народа (классический пример польской национальной персонификации в искусстве).

Вопреки распространённому мнению, в центре картины изображен не сам Александр Велёпольский (польский государственный деятель и реформатор, 13-й ординат Пиньчувский, который фактически управлял Польшей как помощник наместника князя Константина Николаевича), а его внук — Александр Эдвин Вильгельм Юлиан Мария (1875—1937), 15-й ординат Пиньчувский[1][2][3][4]. Он расположен в центре композиции, в окружении двух женщин, каждая из которых является символическим изображением Польши. Представленная справа пожилая женщина с белыми волосами одета в тёмные одежды, её руки скованы, а лицо носит выражение печали, отчаяния и осознания своего положения. Она символизирует Польшу порабощённую, измученную, неспособную освободиться от ига, то есть «Старую Польшу». С левой стороны — молодая девушка, полуобнажённая, разрывающая оковы. Она полна энергии, и её лицо выражает борьбу. Она воплощает «Молодую Польшу» — перерождённую, обновлённую, готовую к действию, способную прекратить долгосрочное пленение, стать раз и навсегда свободной. Поза мужчины, его опущенный взгляд, ромашка в руках символизируют сомнения и раздумья, выбор, который предстоит сделать польскому народу.

См. также

Примечания

  1. Agnieszka Ławniczakowa: Jacek Malczewski. Kraków: Kluszczyński, 1995. ISBN 83-86328-45-2.
  2. Elżbieta Sarnowska-Temeriusz: Studia o metaforze. Tom 62. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1983. ISBN 83-04-01355-X.
  3. Dorota Kudelska: Dukt pisma i pędzla. Biografia intelektualna Jacka Malczewskiego. Lublin, 2008, s. 731. (pol.)
  4. Alfred Wielopolski. List do Redakcji. «Tygodnik Powszechny». 34 (1980) (17). s. 5.

Литература

  • Beate Störtkuhl: Kunst und Nation: Krakaus Entwicklung zur kulturellen Hauptstadt desgeteilten Polen in der späten Habsburgermonarchie, in: Gun-Britt Kohler, Rainer Grübel, Hans Henning Hahn (Hrsg.), Habsburg und die Slavia, Frankfurt am Main 2008, ISBN 978-3-631-53123-5, S. 353—387.