Полуприцеп

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двухосный полуприцеп-фургон.
КамАЗ-44108 с бортовым полуприцепом в Тюмени.
КамАЗ-44108 с прицепом-роспуском в Юртах, Иркутская область.
КамАЗ-44108 с полуприцепом в Ханты-Мансийске.
Самосвальный полуприцеп.

Полуприцеп, прицеп-роспуск (ро́спуск) — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством[1], несамоходное устройство, как и прицеп, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством[2]; разновидность прицепа, которая своей передней частью опирается на тягач.

Полуприцеп, прицеп-роспуск является транспортным средством[1][2], и предназначен для транспортировки разнообразных грузов или оборудования по дорогам всех категорий и бездорожью (отдельные). В Российской Федерации — России сочленённое транспортное средство, включающее прицеп или полуприцеп, признаётся единым транспортным средством[3]. Ранее на Руси (в России) стано́к, дроги, для возки воды и вообще клади — Роспуск и Ро́спуски[4].

История

В период развития человечества, происходило развитие и совершенствование изделий используемых им. Так с изобретением волокуш, саней, позже колеса, совершенствовались и средства транспортировки человека и грузов. Ручные санки и тележка которые перемещал человек, постепенно трансформировалась в повозку, которую уже перемещают прирученные человеком различные животные. Грузоподъемность повозок растёт пропорционально их размерам и количеству животных в одной упряжке. Именно повозка, которую тянет животное, и есть прототип современного прицепного устройства прицепа, и позднее полуприцепа и прицепа-роспуска. Позже с появлением парового двигателя и интенсивным развитием всевозможных машин и механизмов, появились паровозы и железнодорожные поезда с различными вагонами, трактора и автомобили. В период индустриального развития человечества возросла потребность в технике способной перевозить большое количество грузов на большие расстояния по дорогам, так и появились различные полуприцепы и прицепы-роспуски различных видов и типов.

Разновидности

По назначению и конструкции

В зависимости от характера эксплуатации и конструкции кузова полуприцепы делятся на:

Военное дело

В военном деле во многих вооружённых силах государств мира включая Россию применяются полуприцепы. Они могут применяться как для перевозки грузов, так и для установки на них систем ПВО , РСЗО, ПРО, как например система THAAD и даже МБР , как это практикует Индия .

На полуприцепе, буксируемом тягачом, также могут быть смонтированы многие специализированные установки — например, автобетоносмеситель, автовышка, мусоровоз. Но такие решения встречаются значительно реже установок на самоходных шасси.

Тягач с прицепом-роспуском.

По региону

В настоящее время полуприцепы можно разделить на две большие группы: европейского типа и американского. Основные отличия:

  • Полуприцепы европейского типа, как правило, имеют три моста с односкатной ошиновкой и дисковыми (для стран с хорошим покрытием дорог и относительно теплыми зимами) или барабанными (в Скандинавии — несмотря на хорошую дорожную инфраструктуру, из-за обилия снега зимой, слякоти днем и морозов ночью; в ряде стран СНГ и в России — по той же причине и в виду плохого состояния дорожной сети за пределами крупных населенных пунктов, большого количества дорог без асфальтового покрытия на периферии) тормозами.[5] Иногда один-два моста могут подниматься от земли автоматикой при движении без груза.
  • Американские полуприцепы имеют, как правило, два (реже три) моста с двускатной ошиновкой и барабанными (в виду экономичности) тормозами; все мосты участвуют в движении и подъёмными не являются.
  • Полуприцепы европейского типа, в том числе и российские, иногда имеют «палетный ящик» — крепящийся к раме полуприцепа вместо боковых отбойников металлический ящик, предназначенный для перевозки палет. В виду специфики грузоперевозок в России, он, как правило, используется водителями-дальнобойщиками для хранения запасных колёс и другого инвентаря, не связанного напрямую с перевозкой груза.[6]
  • Американские полуприцепы, из-за отсутствия соответствующих норм, зачастую не оборудованы боковыми отбойниками вовсе, что создает опасность заезда легкового автомобиля под колеса «фуры»
  • Некоторые рефрижераторные и изотермические полуприцепы американского типа для увеличения объёма делаются низкорамными. У европейских это встречается крайне редко.
  • Также тентовые полуприцепы американского и европейского типа различаются по способу и устройству тентования.

Производства в разных государствах и странах

На сегодняшний день производство полуприцепов освоено во многих государствах и странах мира включая Россию. Полуприцепы являются наверное самым многочисленным типом прицепов как таковых. О наиболее актуальных марках для России смотрите эту категорию.

Механизм сцепки

Шкворень на полуприцепе.

Для сцепки полуприцепа с тягачом в передней части полуприцепа имеется опорная площадка со шкворнем. Тягач в свою очередь имеет седло, в которое входит шкворень и на которое ложится опорная площадка полуприцепа. Таким образом полуприцеп переносит часть своего веса на тягач. Сегодня, как правило, используются беззазорные сёдла, исключающие стуки и удары при проезде автопоездом неровностей.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Правила дорожного движения Российской Федерации.
  2. 2,0 2,1 Федеральный закон Российской Федерации № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3 августа 2018 года.
  3. Глава 5, Федеральный закон Российской Федерации № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 8 ноября 2007 года.
  4. Распускать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Муки выбора. Диски или барабаны? (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  6. Есть проблема «Верните тару!». Дата обращения: 15 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.


Литература