Политический лозунг
Полити́ческий ло́зунг — краткое, сжатое (часто афористическое) выражение (лозунг), отражающее политические, идеологические принципы, выдвигаемые некой политической силой (движением, партией, государством) в качестве основы её деятельности в некий период времени.
С филологической точки зрения политический лозунг можно рассматривать как специальный жанр публицистического дискурса[1], малый жанр политического текста[2]. Являясь частью более широкого семантического контекста, соответствующего некоторой идеологии в целом, лозунги представляют собой наиболее концентрированное и понятное своим адресатам выражение той идеологии, к которой они относятся[3]. Также, политические лозунги можно рассматривать как специфические языковые единицы, которые, обладают чертами устойчивых словесных комплексов и находятся в одном ряду с объектами фразеологии в широком смысле этого понятия. Для лозунгов характерны устойчивость грамматической структуры и компонентного состава. Для них характерны постоянство семантики. В политической речи они, как правило, выполняют роль предикатов. Большая часть лозунгов представляет собой крылатые выражения[4].
Лозунги и речёвки
Политические лозунги следует отличать от речёвок. Речёвка — рифмованный ритмический текст, исполняемый в такт определённому действию, призванный выразить эмоции, мысли. Наиболее распространены спортивные речёвки, исполняемые болельщиками во время соревнований. Политические речёвки, также как и лозунги, предназначены для того, чтобы в кратком, образном виде выразить определённые политические и идеологические установки.
Наибольшее распространение речёвки получают в периоды обострения политической борьбы. Например, в Чили в начале 70-х годов XX века была популярна речёвка El pueblo unido jamas sera vencido! (Пока мы едины — мы непобедимы), символизирующая поддержку президента Сальвадора Альенде. Достаточно часто в речёвках высмеиваются политические противники.
См. также
Примечания
- ↑ Х.Вальтер. Лозунг как речевой жанр политического дискурса // Медиалингвистика. — 2016. — № 3 (13). — С. 33—45. Архивировано 11 октября 2021 года.
- ↑ Тортунова Ирина Анатольевна. Жанрово-стилистический портрет современного политического лозунга // Научный диалог. — 2015. — Вып. 9 (45). — ISSN 2225-756X. Архивировано 11 октября 2021 года.
- ↑ Ю. И. Левин. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — Москва: Языки русской культуры,, 1998. — С. 552. — 822 pages с. — ISBN 5-7859-0043-2, 978-5-7859-0043-1.
- ↑ С. Г. Шулежкова, А. А. Осипова. Политический лозунг как объект описания в словаре нового типа // Слово и словарь. Сборник научных материалов. — Минск: Четыре четверти, 2017. — ISBN 978-985-581-176-4.