Политическая партия футуристов
Политическая партия футуристов | |
---|---|
итал. Partito Politico Futurista | |
Лидер | Филиппо Томмазо Маринетти |
Дата основания | 1918 |
Дата роспуска | 28 мая 1920 |
Страна | Италия |
Идеология | |
Союзники и блоки | Итальянский союз борьбы |
Мест в Палате депутатов |
1 / 574 (1919) |
Политическая партия футуристов (итал. Partito Politico Futurista) — партия, основанная Филиппо Томмазо Маринетти в 1918 году, чтобы расширить и воплотить идеалы футуристического движения в политическую борьбу. В 1920 году она объединилась с Итальянским союзом борьбы.
История
Появление
Ещё до Первой мировой войны футуристы вмешались в политические дебаты того времени с тремя манифестами: первый, по случаю выборов 1909 года; второй, в 1911 году, в поддержку Ливийской войны и третий, в 1917 году. Однако, только после войны можно было говорить об этом движения, как о настоящей организованной политической партии с лидером (в лице самого Маринетти) и, прежде всего, с органом печати, газетой Roma futurista, которой руководили Маринетти, а также Эмилио Сеттимелли[итал.] и Марио Карли[итал.]. Последний является связующим звеном между футуристами и ардити, которые, в свою очередь, организуются в политическое и военизированное формирование.
Союз с фашистами
В декабре 1914 года многие футуристы участвовали в создании Союза революционного действия фашистов интервенциониского и синдикалистско-революционного толка. После того, как Италия вступила в войну, союз фактически распался, и многие её представители присоединились к Футуристской партии. 23 марта 1919 года представители футуристских политических союзов (фашо) и ассоциации ардити по приглашению Бенито Муссолини участвовали во встрече на площади Сан-Сеполькро в Милане. Это поспособствовало тому, что партия футуристов была практически поглощена Союзом борьбы, лишь формально сохранив свою независимость.
После поражения Союза борьбы на выборах в ноябре 1919 года Маринетти теряет интерес к политике и работает над тем, чтобы превратить Roma futurista в исключительно культурную газету, остановив «монотонный и жестокий поток политических статей». В действительности футуристы уже не чувствуют себя в своей тарелке в фашистском движении, которое, по его мнению, стало всё больше выражать интересы помещиков и людей правых взглядов. 28 мая 1920 на II конгрессе Союза борьбы Маринетти решительно выступил против таких изменений («Мы идем к Карсо. Но мы не пойдем к реакции!»), на его сторону перешло треть собрания.
На следующий день Маринетти и другие представители футуристов вышли из Союза борьбы. На то было три причины: фашисты отказались от Антимонархизм предрассудков, антиклерикализма и не проявили солидарности со «справедливыми забастовками» рабочих.
Маринетти, однако, вернулся к фашизму через несколько лет после похода Муссолини на Рим.
Идеология
Сегодня историки по-новому оценили значение политической деятельности футуристов, которые, несмотря на принадлежность к небольшой элите, имели большое значение на самой первой этапе фашистского движения. Показательно, что футуристы были в числе организаторов и провокаторов одного из первых эпизодов фашистской сквадризма[итал.] в самом широком смысле (поджог миланской редакции Avanti! 15 апреля 1919 года).
Футуризм в Италии зародился как ответ на культ старины и традиций. Даже в политике главными врагами футуристы видели наиболее традиционные институты, а именно монархия и церковь.
Однако футуристы с такой же силой противостояли революционерам-социалистам или анархистам, из-за того, что те не хотели войны, которую футуристы считали «единственным способом очищения мира». Потому на тот момент союз с ветеранскими организациями (такими как ардити) и с бывшими представителями «интервенционистского социализма», такими как Муссолини, был для них почти неизбежным. Если впоследствии он и был разорван, то в основном из-за трансформации идеологии фашизма.
Футуристская демократия
Идеи и политические предложения футуристов, высказанные со страниц Futurist Rome, собраны Маринетти в томе Democrazia futurista (1919), в том числе:
- Отмена брака[1] и традиционной семьи. Дети должны воспитываться государством на средства, полученные от «налога на детей» и «налога на свободную любовь»[2].
- Бюрократическая децентрализация и отмена иерархичности в государственной карьере.
- Отмена права наследования.
- «Техническое правительство» с молодёжным советом, состоящий из двадцати граждан в возрасте до 30 лет, избираемых прямым всеобщим голосованием заместо сената.
- "Преобразование парламента путем равноправного участия промышленников, фермеров, инженеров и торговцев в управлении страной. Минимальный возрастной ценз для депутатства будет снижен до 22 лет. Минимум депутатов-юристов (всегда оппортунистов) и минимальное количество депутаты-профессора (всегда ретрограды). «Парламент без слабаков и негодяев».
- Упразднение Сената, вместо него Сенат Наблюдательным собранием, состоящим из 20 технических специалистов моложе 30 лет, избираемых всеобщим голосованием.
- Владение социальными акциями.
- Земельная реформа, восходящая к идеям Генри Джорджа.
- Деньги ветеранам.
- Равенство полов в работе и участие в политической жизни страны[2].
- «Активный, жёсткий и точный» антиклерикализм[2].
- Отмена воинской повинности и создание легкой армии из добровольцев.
- Учреждение «Школы мужества и патриотизма», превью Национальной оперы Балильи .
- Реформа тюрем и упразднение политической полиции.
«Вся нынешняя система порядка абсолютно сломана, реакционна, неэффективна, глупа и часто преступна. Так отменим её как можно скорее. В принципе каждый гражданин должен уметь защищаться. Государство должно вмешиваться только в исключительных случаях для защиты личности[3].
Видные деятели
- Массимо Бонтемпелли
- Джузеппе Боттаи
- Марио Карли[итал.]
- Филиппо Томмазо Маринетти
- Эмилио Сеттимелли[итал.]
Примечания
- ↑ Orgoglio italiano rivoluzionario e libero amore, ristampato in Filippo Tommaso Marinetti, Teoria e invenzione futurista, 1983, p. 374
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Manifesto del Partito Politico Futurista Italiano - Wikisource (итал.).
- ↑ Filippo Tommaso Marinetti, Il cittadino eroico, l'abolizione delle polizie e la scuole di coraggio, ora in Teoria e invenzione futurista (cit.), p. 442.