Поленов, Василий Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Поленовский Дом»)
Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)В. Д. Поленов.
Портрет работы И. Репина (1877)
Дата рождения 20 мая (1 июня) 1844(1844-06-01)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 18 июля 1927(1927-07-18) (83 года)
Место смерти усадьба Борок, Пахомовский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР
Жанр пейзаж, историческая живопись
Награды 1869 — малая золотая медаль (за «Иов и его друзья»)
1871  — большая золотая медаль Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1871) (за «Воскрешение дочери Иаира»)
Звания академик ИАХ (1876)
профессор ИАХ (1892)
действительный член ИАХ (1893)
Народный художник РСФСР — 1926
Премии пенсия ИАХ (1872)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая [1 июня1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств.

Василий Дмитриевич занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Народный художник РСФСР (1926). Один из реформаторов, принёсший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.

Молодые годы

Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая (1 июня1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.

Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем. Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.

Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии[1][2], где находилось родовое имение[3] его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ («Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.), присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль»[4].

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Васин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете. И. Е. Репин вспоминал: «…Кроме того, он [Поленов] был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений»[5].

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации («О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»), которую Поленов защитил в университете. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 14).

Обзор творчества

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира (1871)

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И. Е. Репиным, М. М. Зеленским, Е. К. Макаровым, Е. Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» — большую золотую медаль[6][7].

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году, Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»[8], обеспечившую ему в 1876 году звание академика[источник не указан 1323 дня].

Летом 1874 года работал в Нормандии (курортное местечко Вёль-ле-Роз[фр.]), куда его пригласил И. Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия»)[9]. В 1874 году его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже. В 1875 году работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда», Поленов участвовал в сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица,

сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым[10]. В 1877 году, в ходе русско-турецкой войны, состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). Всё это время он сотрудничал с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылал зарисовки и этюды. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. Это — или видовые рисунки («Вид г. Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом»), или бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).

В 1877—1878 годах работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».

С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии). В 18821895 годы — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян[источник не указан 1323 дня].

В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа»[11]. С 1879 года — действительный член Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

Московское товарищество художников. Поленов стоит в центре рядом с С. И. Мамонтовым. 1900-1905 гг.

В 18811882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма («Нил у Фиванского хребта», 1881; «Первый нильский порог», не датированный; «Нил, вдали пирамиды», 1881 и др.).

Подолгу жил и работал в Абрамцеве. Очарованный природой Абрамцева, Поленов написал много прекрасных этюдов и картин («Лето. Купальный сезон в Абрамцеве», 1879;« Берёзовая аллея в Абрамцеве», 1880; «Верхний пруд в Абрамцеве», 1882, «Пруд в Абрамцеве», 1893; «Осень в Абрамцеве», 1890 и другие). Здесь же 1879—1880 годы художник создал несколько графических портретов: А. В. Прахова (1879), Р. С. Левицкого (1879), В. П. Щеголенкова (1879), В. А. Серова (1879), Н. В. Якунчиковой (1879), К. Д. Арцыбушева (1880) и других.

В 18831884 годах в Италии Поленов продолжает работу над картиной «Христос и грешница», которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников. В 1888 году пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Оформил спектакль «Алая роза» С. Мамонтова (1893), оперы: «Уриэль Акоста» В. С. Серовой (1895, Большой театр), «Фауст» Ш. Гуно и «Фальстаф» Д. Верди (1895, Русская частная опера С. Мамонтова). В 1894 году выполнил декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде художников, в 1897—1898 годах — эскизы декораций к опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере.

В 1890—1900 годах создал духовные музыкальные сочинения: «Всенощная» и «Литургия». В 1902 году разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

Дом на Оке

Поленов в детстве проводил лето в имении отца «Имоченицы»[12] в Олонецкой губернии, (ныне, Лодейнопольский район, Ленинградской области) где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды[13]. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница»[14], построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство. В письме Ивану Владимировичу Цветаеву (27 октября 1904 г.) по этому поводу Поленов замечает: «…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится»[15]. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь Троицы Живоначальной в Бёхове (1906).

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967)[11][16].

В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович[17].

Поленов В. Д.
Примерно начало 1910-х годов.

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады»[18].

В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 19101911 годах снова посещает Европу.

В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 году художник организует Народный дом в Тарусе, который был открыт постановкой «Призраки Эллады»[19] Для постановки Поленовым созданы декорации: Афродита на фоне неба и моря, портик храма Эрехнейтон.[19]

В 19151916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров[20]; с 1921 года — это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).

В 1918—1919 годах живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке». В 1920—1921 годах для светового театра-диорамы в Борке исполнил шестьдесят пять небольших картин о кругосветном путешествии.

В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики[21].

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды[источник не указан 1323 дня]. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Семья

В. Д. Поленов был женат с 1882 года на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931)[источник не указан 1323 дня], дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (Федя, сын-первенец, умер в младенчестве, в августе 1886 года) и четыре дочери.

  1. Поленов, Алексей Яковлевич
    1. Поленов, Василий Алексеевич + первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786—1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина) († 05.12.1856)
      1. Поленов, Матвей Васильевич (1823—1882) — русский юрист, сенатор Правительствующего сената, тайный советник
      2. Поленов, Дмитрий Васильевич (1806—1878) — археолог, библиограф + Мария Алексеевна, урождённая Воейкова
        1. Хрущова, Вера Дмитриевна (1844—1881)[22] + Хрущов, Иван Петрович (1841—1904). Брак бездетный.
        2. Поленова, Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница
        3. Поленов, Алексей Дмитриевич (1845—1918) — экономист, помещик Казинской волости Елецкого уезда, товарищ министра в правительстве П. А. Столыпина. Тайный советник.
        4. Поленов, Константин Дмитриевич (1848—1917) — владелец хутора Анашка Саратовской губернии
        5. Поленов, Василий Дмитриевич — художник + Наталья Васильевна Якунчикова
          1. Поленов, Фёдор Васильевич (1884—1886)
          2. Поленов, Дмитрий Васильевич (1886—1967) + Анна Павловна
            1. Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Лобанова, Ирина Николаевна
              1. Поленов, Лев Фёдорович + Золотова, Елена Михайловна
                1. Поленова, Анна Львовна
                2. Поленов, Иван Львович
            2. второй брак — Грамолина, Наталья Николаевна (1940—2020), заместитель директора по научной работе Дома-музея В. Д. Поленова.
              1. Поленова, Наталья Фёдоровна (р. 1975, Москва), директор Дома-музея В. Д. Поленова.
          3. Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна (1887—1980) + Сахаров, Николай Фёдорович (1881—1964)
          4. Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891—1976). С 1924 года — в эмиграции[23]
          5. Поленова, Ольга Васильевна (1894—1973)
          6. Поленова, Наталья Васильевна (младшая) (1898—1964)

Поленовский Дом

В декабре 1915 года на Медынке (ныне — Зоологическая, 13)[24][25] был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.

В 1915—1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским[24] (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.

В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».

С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.

19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трёхгодичных мастерских Центрального Дома.

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.

В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.

В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.

В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества[26], сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.

29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.

Бывший «Поленовский дом» на Зоологической улице в конце осени 2020 года передан музею-заповеднику Поленова в качестве его московского филиала[27].

Память

«Аббатство» в Поленове
Почтовая марка СССР, 1952 год: «Московский дворик»
Мемориальная доска в честь Василия Поленова в Петрозаводске на здании Олонецкой губернской мужской гимназии
Доска-указатель в Сквере Василия Поленова в Вёль-ле-Розе (Нормандия, Франция)
  • В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года был переименован в Центральный дом народного творчества имени Надежды Константиновны Крупской[28].
  • 2010 год — в издательстве «Молодая гвардия» была выпущена книга М. И. Копшицера «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей»[29].
  • В 2012 году Центральный банк России выпустил серебряную коллекционную монету «Музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.» номиналом в 25 рублей[30].
  • 21 июля 2015 года — открыт памятник в виде памятной плиты с портретом художника около села Красное Знамя (бывшее Старая Ольшанка) Уваровского района Тамбовской области (где художник рисовал свои пейзажи в имении Ольшанка дворян Воейковых).[31][32]
  • В июле 2015 в городке Вёль-ле-Роз, на побережье французской Нормандии открылся сквер имени Василия Поленова (Square Vassily Polenov)[33][34].
  • В Париже на доме № 31 по улице Верон 6 октября 2016 года была открыта мемориальная доска в честь Ильи Репина и Василия Поленова, снимавших здесь мастерскую[35].
  • 29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества возвращено историческое имя В. Д. Поленова.
Почтовый блок России, 2019 г. 175 лет со дня рождения В. Д. Поленова (1844—1927).
Монета Банка России, 2012 г. — Памятники архитектуры России: Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область. 25 рублей, серебро, реверс

Главные произведения

Галерея

См. также

Примечания

  1. Усадьба Воейковых «Ольшанка». Tambovia.ru. Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 2 сентября 2019 года.
  2. Ольшанка, село. ТАМБОВГРАД. Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 26 августа 2019 года.
  3. ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина». Описание имения: Ольшанка. Тамбовская помещичья усадьба: взгляд сквозь столетие.
  4. Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — М.: «Искусство», 1961. — С. 6. — 168 с.
  5. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. — М.; Л., 1950. — С. 447.
  6. Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов. Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников / общ. ред. А. И. Леонова. — М.: «Искусство», 1964. — С. 709. — 838 с.
  7. С. А. Володина. К истории наград Императорской и Российской Академии художеств. Российская академия художеств. Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  8. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон, Поленов. Музеи мира и картины известных художников. Дата обращения: 29 июля 2019. Архивировано 29 июля 2019 года.
  9. Ворошилова Е.  Пенсионерские годы Поленова // Юный художник. — 1989. — № 12. — С. 11—15.
  10. Н. Г. Струнина-Бородина. О поездке русского художника В. Д. Поленова на Балканы в 1876 г // Славянский мир: общность и многообразие : журнал. — ФГБУН «Институт славяноведения Российской академии наук», 2018. — С. 67—71. — ISSN 2618-8570. Архивировано 15 августа 2019 года.
  11. 11,0 11,1 Биография. Василий Поленов. Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 19 сентября 2012 года.
  12. Памятное место, где находилась усадьба «Имоченицы», в которой в 1870—1880-е гг. жил и работал художник Поленов Василий Дмитриевич. Памятный знак на месте дома. Остатки парка. Карта России. Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 26 августа 2019 года.
  13. Возвращение Василия Поленова в Олонецкий край. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  14. Поленов Ф.  В. Поленов. Христос и грешница // Юный художник. — 1988. — № 11. — С. 13—17.
  15. Аббатство. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова. Дата обращения: 30 июля 2019. Архивировано 3 мая 2019 года.
  16. Река Ока в творчестве Василия Поленова. Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника. Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.
  17. И.Фунт. Искатель истины // Новый Берег. — 2012. — № 35. Архивировано 14 января 2017 года.
  18. Короткие истории от Михаила Брызгалова. Поленов. «Призраки Эллады». Сетевое издание «Музыкальный центр». Дата обращения: 29 июля 2019. Архивировано 29 июля 2019 года.
  19. 19,0 19,1 Книга о Тарусе.. — Москва: Русское слово, 2009. — С. 93. — 366 с. — ISBN 978-5-9932-0294-5.
  20. Газета «Раннее утро». Открытие дома имени В. Д. Поленова. Газетные «старости» (Архив) (12 января 1916). Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 20 января 2017 года.
  21. Копшицер М. И. Основные даты жизни и творчества В. Д. Поленова Архивная копия от 28 марта 2015 на Wayback Machine / Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 332 с. — (ЖЗЛ).
  22. Усадьба Поленово — Обзор дома, портретная (HTML) (недоступная ссылка). polenovousadba.ru. Дата обращения: 18 августа 2012. Архивировано 20 августа 2012 года.
  23. Д. Я. Северюхин. ПОЛЕНОВА (в замуж. Ляпина) Мария Васильевна. Искусство и архитектура русского зарубежья (8 февраля 2012). Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
  24. 24,0 24,1 Реестр памятников истории и культуры (недоступная ссылка). Официальный сайт «Москомнаследия». Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  25. Малинин Н. С. Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М.: Улей, 2009. — С. 248. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3.
  26. Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова. Культурный навигатор — РФ. Дата обращения: 29 июля 2019. Архивировано 29 июля 2019 года.
  27. Дом Поленова в Москве станет музеем. Газета «The Art Newspaper» (16 декабря 2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
  28. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР. Путеводитель. Том 2. 1996
  29. Поленов — Копшицер Марк Исаевич. Дата обращения: 9 мая 2011. Архивировано 30 декабря 2014 года.
  30. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.. Центральный банк России (2012). Дата обращения: 2 октября 2020. Архивировано 16 января 2022 года.
  31. В Уварово установили памятник художнику Василию Поленову. Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  32. В Уваровском районе открыли памятник русскому художнику Василию Поленову. 2015 г.. Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  33. Открытие сквера Поленова в Нормандии. L'Observateur Russe, Русский очевидец: французская газета на русском языке (5 июля 2015). Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 4 августа 2019 года.
  34. Дмитрий Литвинов. Василий Поленов навечно во Франции // Молодой : газета. — Тула, 2015. — Июль. Архивировано 28 августа 2019 года.
  35. Юрий Коваленко. Поленов и Репин были здесь. Газета «Культура» (29 сентября 2018). Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 24 марта 2020 года.
  36. Открытие памятника В. Д. Поленову в «Дубраве». Климовский музей (10 октября 2017). Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  37. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект. Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.

Литература

  • Белоглазова Н. М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве.
  • Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. — 2 изд. — М.— Л.: Искусство, 1950.
  • Юрова Т. В. В. Д. Поленов. — М.: ГИ Искусство, 1961.
  • Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художников. — М., 1964.
  • Юнге Е.Ф. Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843—1911. — М.: Кучково Поле, 2017.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 156. — 454 с.
  • Копшицер М. И. Поленов. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2010. — ISBN 978-5-235-03383-2.
  • Лясковская О. А. В. Д. Поленов: 1844—1927 / О. А. Лясковская. — Л.: Государственная Третьяковская Галерея, 1946. — 62 с.: 30л. илл
  • Пастон Э. В. Василий Поленов. — М.: Белый город, 2010. — ISBN 5-7793-0225-1.
  • Теркель Е.А., Фомина А.А., Пастон Э.В. Василий Поленов в Египте и Палестине. — М.: [б.и.], 2019. — 260 с. — ISBN 978-5-89580-264-9.
  • Mojenok-Ninin T. Vassili Polenov chevalier de la beaute [Текст] / Tatiana Mojenok-Ninin. — Rouen: editions point de vues, 2014. — 200 c.: ил. — ISBN 978-2-915548-87-7

Ссылки