Вениг, Карл Богданович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Богданович Вениг
нем. Karl Gottlieb Wenig
Член Совета ИАХ, профессор исторической и портретной живописи К. Б. Вениг, (1880-e)Член Совета ИАХ, профессор исторической и портретной живописи К. Б. Вениг, (1880-e)
Дата рождения 14 февраля (26 февраля) 1830(1830-02-26)
Место рождения Ревель, Ревельский уезд, Эстляндская губерния, Российская империя
Дата смерти 24 января (6 февраля) 1908(1908-02-06) (77 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Подданство  Российская империя
Жанр религиозная, портретная, историческая живопись
Стиль академизм
Награды

медали Императорской Академии художеств:

  • малая серебряная (1849);
  • большая серебряная (1850);
  • малая золотая (1852) за программу «Агарь в пустыне с сыном своим Измаилом»;
  • Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1853) большая золотая (1853) за картину «Эсфирь перед Артаксерксом»[1]
Звания академик ИАХ (1860)
профессор ИАХ (1862)[1]
Премии пенсия ИАХ

Ка́рл Богда́нович Ве́ниг (нем. Karl Gottlieb Wenig; 14 [26] февраля 1830, Ревель — 24 января [6 февраля1908, Санкт-Петербург) — русский исторический и религиозный живописец, академик, профессор исторической и портретной живописи Императорской Академии художеств[1].

Биография

«Положение во гроб», (1859), холст, масло — Государственный Русский музей.

Карл Богданович Вениг — профессор исторической и портретной живописи (с 1862 года), член Совета Императорской Академии художеств (с 1871 года) и профессор-преподаватель Академии (с 1869 года), профессор первой степени (с 1888 года).

Родился в 1830 году в Ревеле, художественное образование получил в Императорской Академии художеств, где с 1844 года по 1853 год был учеником Ф. А. Бруни и получил, кроме большой и малой серебряных медалей, малую золотую в 1852 году, за программу «Агарь в пустыне», и в 1853 году — большую золотую медаль за программу «Эсфирь перед Артаксерксом» (принадлежит Академии Художеств).

Отправившись за границу пенсионером Академии на шесть лет, он поселился в Риме и изучал итальянскую живопись периода её расцвета. Здесь он подпадает под влияние И. Ф. Овербека.

В Риме написана им бывшая на академической выставке в 1860 году картина «Положение во гроб», доставившая ему в том же году звание академика и в 1870 году художником принесённая в дар Академии.

В 1862 году Академия признала его профессором исторической живописи за картину «Два ангела возвещают гибель городу Содому» (находится в Московском Публичном Музее).

В том же году ему было поручено преподавать рисование в классах академии, а в 1869 году его назначили адъюнкт-профессором, в 1876 году — штатным профессором второй степени по живописи и в 1888 году — штатным профессором первой степени.

Главные его произведения, кроме вышеупомянутых, — работы в Московской храме Христа Спасителя (Рождество Богородицы, Успение, 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни — Преображение и Воскресение), «Распятие» в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле и «Последние минуты Григория Отрепьева» (1879 год) (приобретена Академией Художеств) и «Иоан Грозный и его мамка» (собственность Академии Художеств)[2].

Семья художника

Родился в семье учителя музыки и органиста лютеранской церкви Святого Николая в Ревеле Готлиба Фридриха Венига. Мать живописца Агата Эмилия Фаберг (Фаберже)[3] — тётка ювелира Карла Фаберже[4]. В семье было двенадцать детей[5]. Братья художника — Богдан (1837—1872) и Пётр (1849—1888) — выпускники живописного отделения Императорской академии художеств[6].

  • Жена — Марияна Григорьевна Вениг (Венстонни).
    • Сын — Григорий (1862—1927), художник.
    • Сын — Александр (1865—1907), художник.
    • Сын — Павел (1870—1942), художник.
    • Дочь — Мария Елагина (1863—1935), преподаватель музыки. Проживала в Куйбышеве, с 1929 года на пенсии. 17 января 1935 года была арестована, 20 февраля приговорена к трём годам ссылки и отправлена в Архангельск[7]. Реабилитирована в марте 1989 года[8].
    • Дочь — Ольга.

Галерея


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Кондаков С. Н. ВЕНИГЪ, Карлъ Богдановичъ // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914. — Т. II. — С. 273. — 454 с.
  2. Булгаков Ф. И. Венигъ, Карлъ Богдановичъ // Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, гравёры и медальеры на Академических выставках последнего 25-летия. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889. — Т. I. — С. 76. — 230 с.
  3. Валентин Скурлов, Татьяна Фаберже. Генеалогия семьи Фаберже и ближайшего родственного окружения. — 2012-08-23.
  4. Скурлов Валентин. Фаберже и Эстония. Архив Валентина Скурлова (28 января 2009). Дата обращения: 18 марта 2013. Архивировано 25 апреля 2012 года.
  5. Валиев М. Т. Карл Богданович Вениг, 14.02.1830 – 24.01.1908, русский художник, академик Академии художеств (1860), преподавал рисование в гимназии К. Мая. — СПб.: Музей истории школы Карла Мая.
  6. Валиев М. Т. Портрет двух петербургских художников в интерьере начала XX века // «История Петербурга» : журнал. — СПб., 2010. — № 6.
  7. ЕЛАГИНА М. К. — ПЕШКОВОЙ Е. П. 1935 г.. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 3 мая 2019 года.
  8. Елагина Мария Карловна (1863)

Литература

Источники архивные

  • Дело о заказе через Императорскую Академию художеств портретов государя императора, государыни императрицы и государя наследника цесаревича, предназначенных к посылке князю Николаю Черногорскому. 1884-1885 гг. // РГИА. Ф. 472. Оп. 27, внутр. оп. 406/1926. Д. 60.

Ссылки