Полдень (картина Антиповой)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Е. П. Антипова (1917—2009)
Полдень. 1982
Холст, масло. 100 × 120 см
Частное собрание, Россия

«Полдень» — картина известной ленинградской художницы Евгении Петровны Антиповой[1] (1917—2009), на которой изображен уголок сада на даче в Бернгардовке под Петербургом, ставшей главной творческой мастерской Е. Антиповой в 1980—2000 годы.

История

Написанная в 1982 году, картина стала одной из вершин творчества Е. Антиповой. Главная особеннось её живописного дарования, заключающаяся, по меткому замечанию Л. В. Мочалова, в «утончённой культуре созерцания»[2], проявилась в картине «Полдень» в полную силу. И смысл его в том, что оно обращено не только «вовне», но и «вовнутрь», в глубину авторского и зрительского «я». В картине «Полдень» внешний мотив становится вестником внутреннего состояния души.Сокровенный пафос «Полдня» и ряда последующих работ (Солнечный день, 1982, Уголок сада, 1986, Пейзаж с белой калиткой, 1996), развивающих эту линию её творчества, в возвращении человека к своим первоистокам. >[нужна атрибуция мнения]. Созданный в картине образ, по мнению Л. Мочалова, можно рассматривать в качестве модели мира, который воспринимается художницей как бесценный дар, подобно самому нашему существованию, неотрывному от этого мира. И даже как «модель рая», поскольку искусство становится самовыражением художника, и рай — притом непридуманный — оказывается в нас самих. В нашей душе. В способности смотреть на окружающее ничем не замутнённым, детски-чистым взглядом[3].

Работая долгие годы рядом с мужем, талантливым художником Виктором Тетериным, Е. Антипова сумела не только сохранить индивидуальное своеобразие творчества, но и воплотить в нём своё оригинальное видение красоты мира.

Впервые картина «Полдень» была показана в 1988 году на совместной с В. Тетериным выставке в залах Ленинградского Союза художников. В 1989 году работа экспонировалась в Ленинграде на выставке 26 ленинградских и московских художников[4]. В 1999 году работа экспонировалась в Петербурге на совместной выставке произведений Е. Антиповой и В. Тетерина в Центральном выставочном зале «Манеж». Картина была описана и репродуцирована в каталоге выставки[5].

См. также

Примечания

  1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 1.. — М: Искусство, 1970. — с.165.
  2. Мочалов Л. В. Дуэт на два голоса // Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. — Санкт-Петербург: ЗАО «ПОНИ», 1999. — с.11.
  3. Мочалов Л. В. Дуэт на два голоса // Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. — Санкт-Петербург: ЗАО «ПОНИ», 1999. — с.12.
  4. Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — с.47.
  5. Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. — Санкт-Петербург: ЗАО «ПОНИ», 1999. — с.12, 22.

Источники

  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970. С.165.
  • Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.15.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.7.
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — с.47.
  • Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. — Санкт-Петербург: ЗАО «ПОНИ», 1999. — с.12, 22.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.32-33.

Ссылки