Полан, Луи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Луи Пола́н
Louis Paulhan
Дата рождения 19 июля 1883(1883-07-19)
Место рождения Пезенас, департамента Эро, Лангедок — Руссильон, Франция
Дата смерти 10 февраля 1963(1963-02-10) (79 лет)
Место смерти Сен-Жан-де-Люз, Атлантические Пиренеи, Франция
Страна Флаг Франции
Род деятельности лётчик, спортсмен
Награды и премии

Офицер ордена Почётного легиона Военный крест 1914—1918 (Франция)
приз на Air Race Daily Mail

Памятник на могиле Луи Полана

Луи Пола́н (фр. Louis Paulhan, 19 июля 1883, Пезенас, департамента Эро, Лангедок — Руссильон — 10 февраля 1963, Сен-Жан-де-Люз, Атлантические Пиренеи) — французский лётчик, спортсмен. Пионер аэронавтики. Один из зачинателей французской авиации.

Биография

Путь в авиацию начал с моделирования, конструирования и строительства дирижаблей. Позже увлёкся планеризмом. Научился летать и приобрел лицензию пилота.

Участник многих международных авиасостязаний (Ницца, Верона, Лондон, Лос-Анджелес и др.). Среди его соперников, были известные авиаторы М. Н. Ефимов, Юбер Латам, Гео Шаве и др.

Вошёл в историю авиации Франции и мира, как пилот, установивший несколько мировых рекордов по достижению максимальных высот полётов в атмосфере на летательных аппаратах. В июле 1909 года на авиашоу в Дуэ, управляя аэропланом Farman, набрал скорость 134 км в час и поднялся на высоту 150 м, 20 ноября того же года на «Фармане» набрал 600 м (выше двух Эйфелевых башен), в 1909 в Лионе — уже 920 м, а 9 января 1910 на авиашоу в Лос-Анджелесе (США) на своей «этажерке» достиг небывалой для того времени высоты 1269 метров с продолжительностью полёта 1 час 49 минут.

Луи Полан (слева) с известным американским авиаконструктором и предпринимателем Гленном Кёртиссом.

В довершение триумфа, Полан, на высоте 200 метров выключил мотор и спланировал на лётное поле целым и невредимым. Этим он доказал ликующей публике, что аэроплан не игрушка ветров, а может летать быстрее и дальше птиц. На состязаниях под Лос-Анджелесом он заработал за неделю больше всех других участников — 19 000 долларов.

19 апреля 1910 года установил новый рекорд полета на дальность. Его «Фарман» пролетел 186 км от Орлеана до Труа.

27 — 28 апреля того же года он выиграл 300-километровую дистанцию на Air Race Daily Mail между Лондоном и Манчестером и был награждён призом в размере 10 000 фунтов стерлингов.

В 1910 году Полан одним из первых пилотов стал летать на гидросамолётах и выиграл приз £ 10 000 за наибольшее количество авиарейсов, выполненных за год. В феврале 1912 года открыл авиационную школу в Вильфранш-сюр-Мер.

Участник Первой мировой войны. Служил лейтенантом в качестве пилота с 15 сентября 1914 года в северной Франции. В 1915 году был переведен в Сербию, где был не только самым опытным, но и старейшим авиатором. В Сербии командовал эскадрильей из 10 самолетов модели «Морис Фарман». Ему приписывают первую авиаперевозку раненных, когда он эвакуировал тяжелобольного генерала Милана Штефаника.

В 1927 году был соучредителем фирмы Société Continentale Parker во Франции.

Награждён французским Военным крестом (1914—1918) и офицерским орденом Почётного легиона.

Ссылки