Поклонение Святой Троице

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альбрехт Дюрер
Поклонение Святой Троице (Алтарь Ландауэра). 1511 год
Allerheiligenbild (Landauer Altar)
Тополёвая доска, масло. 135 × 123 см
Музей истории искусств, Вена

«Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра» (нем. Allerheiligenbild, Landauer Altar) картина Альбрехта Дюрера, выполненная в 1511 году. В настоящее время находится в венском Музее истории искусств.

История создания

Алтарный образ был заказан богатым нюрнбергским купцом Маттиасом Ландауэром для часовни Всех Святых в доме Двенадцати братьев (нем. Zwölfbrüderhaus). Этот приют для престарелых ремесленников был создан Ландауэром, жители дома должны были ежедневно молиться о спасении души основателя и как вознаграждение получали кров, одежду и пищу. Сам Ландауэр также вошёл в число первых жителей дома Двенадцати братьев в 1510 году.

Алтарный образ был заказан в 1508 году, однако выполнен только через три года.

Сюжет

У алтаря отсутствуют традиционные в конце XV — начале XVI веков в Германии створки (боковые крылья), он был вставлен в богатую резную раму (или портал, также разработанный Дюрером): в верхней части обрамления представлена сцена Страшного Суда, внизу — гербы донатора. Рисунок 1508 года показывает, что портал с самого начала был частью алтарного образа. Цвет портала, выполненного неизвестным нюрнбергским резчиком, был, вероятно, специально подобран к картине. Дюрер разработал его в ренессансном стиле с объёмными колоннами, поддерживающими фронтон арки. Капелла в Доме Двенадцати братьев — самый ранний пример деятельности Дюрера в качестве художника-декоратора. Алтарная картина, резной портал и оформление окон капеллы составляли единый по замыслу комплекс.

Алтарь отображает видение Града Божьего (лат. De Civitate Dei) после Страшного Суда, согласно описанию Августина в трактате «О граде Божьем». Художник соединил все достижения немецкой и итальянской живописи в изображении сонма святых, окружающих Троицу и возглавляемых Девой Марией и Иоанном Крестителем. Центральная ось композиции — распятие, поддерживаемое Богом-Отцом, надо всем в виде голубя парит Святой Дух. Среди святых и героев Ветхого Завета художник поместил портреты реальных людей. Старик в тёмном плаще, преклонивший колени в молитве, — Матиас Ландауэр. За множество представленных в «Поклонении Святой Троице» человеческих типов это произведение Дюрера было названо «шекспировской галереей».

Нижняя часть композиции представляет вид озера среди холмов, вероятно Дюрер был вдохновлён пейзажами Альбрехта Альтдорфера и Иоахима Патинира. Возможно, что это озеро Гарда, которым художник восхищался во время своей поездки в Венецию[1].

Справа внизу Дюрер изобразил себя у картуша с латинской надписью Albertus Durer Noricus faciebat anno a Virginis partu 1511 (Альбрехт Дюрер из Нюрнберга создал это в 1511 году после рождения Девы). В биографии Дюрера Иоганн Конрад Эберлайн отмечает: «Появление художника, как земного свидетеля разворачивающихся событий, способствует объективации многопланового визионерского содержания произведения»[2].

Дальнейшая судьба картины

В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама алтаря осталась в Нюрнберге[1], в настоящее время она находится в Германском национальном музее. В Вене алтарный образ экспонируется в современной раме оригинального обрамления.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
  2. Johann Konrad Eberlein: Albrecht Dürer. Rowohlt Taschenbuch Verlag, Reinbek 2003, ISBN 3-499-50598-3

Литература

  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
  • Eberlein J. K. Albrecht Dürer. — Reinbek: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2003. — ISBN 3-499-50598-3.