Перейти к содержанию

Саратов – Берлин (поезд)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Поезд Саратов-Берлин»)
Поезд № 69 / 70
Поезд на станции Зоологический СадПоезд на станции Зоологический Сад
Основные данные
Страна эксплуатации  Россия
Маршрут Саратов I — Смоленск — Брест — Варшава — Берлин-Лихтенберг
Время в пути 48 ч
Технические данные
Ширина колеи 1520 мм / 1435 мм

Международный поезд Саратов — Берлин курсировал между Саратовом и Берлином с мая 1993 по 5 декабря 2013 года.

Создан был такой поезд по инициативе начальника Приволжской железной дороги Ю. И. Циттеля. Курсировал поезд с мая 1993 года[1] в смешанном составе: часть вагонов габарита РИЦ отправлялась в Европу через границу в Бресте, а часть ехала только до границы. Курсировал поезд первоначально один раз в неделю, затем назначили вторую нитку поезда. Постепенно у берлинского поезда стали появляться прицепные вагоны из Адлера, Омска, Новосибирска, Челябинска, Екатеринбурга, Астаны[2] и других городов.

Запуск поезда пришёлся на период масштабного сокращения прямого железнодорожного сообщения между Россией и странами бывшего Варшавского договора и регионами бывшей ГДР в первой половине 1990-х годов: приблизительно в то же время прекратилось движение по маршрутам Санкт-Петербург-Варшавский — Берлин и др., последний рейс поезда Москва — Вюнсдорф, на котором выехали остатки личного состава бывшей группировки Советской Армии, был совершён в июле 1994 года.

Схема следования поезда и формирования его в единый поезд известный немцам как «Sibirjak»

Поезд имел очень жёсткое расписание с минимальными стоянками. На Приволжской дороге после отправления имел только одну минутную остановку в Аткарске. А по станции Ртищево I Юго-Восточной железной дороги стоянка поезда с заменой локомотива составляла всего 16 минут.

Поезд проходил через такие города как Рязань, Смоленск, Минск, Барановичи, Брест, Варшава, Франкфурт-на-Одере[1].

Основное ядро поезда формировалось в Саратове. Также были созданы и другие группы из отдельных вагонов следовавшие из разных городов России. Все они вместе объединялись с поездом из Саратова по станциям Мичуринск-Уральский и Минск и далее следовали в Берлин с составе поезда Саратов-Берлин. Немцы даже дали собственное название поезду формировавшемуся из вагонов приписки МПС России (затем РЖД) — «Sibirjak», то есть Сибиряк[3].

По отзывам региональных СМИ Саратовской области, поезд пользовался особой популярностью для туристических поездок в Германию из регионов Поволжья, а также для поездок для лечения тяжёлых заболеваний в немецких клиниках, при которых авиаперелёты могли причинить дополнительный вред здоровью. Загруженность вагонов, пересекавших внешнюю границу ЕС, по статистике «Дойче Бана», всегда составляла 100 %, поэтому при отмене поезда в декабре 2013 года «Дойче Бан» выразил недоумение действиями ФПК[4].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 В мае 1993 года в свой первый рейс отправился скорый поезд №69/70 сообщением Саратов – Берлин. РЖД (2 июня 2008). Дата обращения: 26 сентября 2023.
  2. Николай Коломийцев. Пассажиры возмущены закрытием железнодорожного сообщения между Саратовом и Берлином. Версия Саратов (3 октября 2013). Дата обращения: 26 сентября 2023.
  3. From Berlin to Siberia (нем.). Дата обращения: 26 сентября 2023.
  4. Ольга Берес. "Саратов-Берлин". "Поезд спасения" отменяется?. СарБК (3 октября 2013). Дата обращения: 26 сентября 2023.