Подводные лодки типа «Санта-Фе»
Подводные лодки типа «Санта-Фе» | |
---|---|
исп. Clase Santa Fe | |
История корабля | |
Государство флага | Аргентина |
Порт приписки | Мар-дель-Плата |
Современный статус | утилизированы |
Основные характеристики | |
Тип корабля | ДПЛ средней дальности |
Разработчик проекта | Cantiere navale Franco Tosi, Таранто, Италия[1] |
Скорость (надводная) | 17,5 узла[1] |
Скорость (подводная) | 9 узлов[1] |
Рабочая глубина погружения | 80 м[2] |
Автономность плавания |
7100 миль[2] Запас топлива — 90 т[2] |
Экипаж | 40 человек[1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 775 т[1] |
Водоизмещение подводное | 920 т[1] |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
69,24 м[1] |
Ширина корпуса наиб. | 6,68 м[1] |
Средняя осадка (по КВЛ) |
5,05 м[1] |
Силовая установка | |
2 дизеля Tosi 3000 л.с.,[1] 1 электромотор 1400 л.с.[2] 2 винта[2] |
|
Вооружение | |
Артиллерия |
1 — 4-х дюймовое[1] 1 — 37-мм[1] |
Минно-торпедное вооружение |
4 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533-мм[1] |
Подводные лодки типа «Санта-Фе» (исп. Clase Santa Fe)[прим. 1] — тип аргентинских подводных лодок средней дальности итальянской постройки времён Второй Мировой войны. Первые субмарины ВМС Аргентины[3]. Всего было построено три лодки.
История строительства
Частые трения стран Южного конуса по территориальным вопросам в конце XIX—начале XX вв. вынуждали правительства Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро[прим. 2] и Сантьяго поддерживать свои военно-морские силы на относительно высоком уровне. У Аргентины, традиционно считавшейся одной из региональной держав, в составе флота имелись линкоры, крейсера, эсминцы и прочие корабли; подводный флот, в отличие от соперников бразильцев, отсутствовал.
В 1917 году ВМФ отправил аргентинских моряков в США, для прохождения учебных курсов на базе подводных сил в Нью-Лондоне. Лейтенанты Франсис Лахоус, Освальдо Репето, Эдуардо Себальос и Висенте Феррер служили на кораблях ВМС США во время Первой мировой войны.
В 1926 году в Аргентине была принята десятилетняя программа обновления флота стоимостью 75 миллионов золотых песо, в рамках которой предполагалось строительство трёх подводных лодок. Первоначально, согласно Закону 11,378 от 29 сентября 1926, планировалось приобретение двух групп по три подводные лодки, но удалось приобрести только одну партию[2][4]. Этот же закон определял формирование Командования подводных сил и военно-морской базы подводных сил в Мар-дель-Плата. В 1927 году ВМФ Аргентины заключил с итальянской верфью «Франко Тоси» в Таранто контракт на постройку трёх подводных лодок. Соглашение предусматривало закупку итальянцами сельскохозяйственной продукции в Аргентине, кроме того, Буэнос-Айрес обязывался приобрести самолёты во Франции, в счёт компенсации отказа на заказанные ранее у французов подводные лодки[1]. Корабли строились на базе проекта «Сеттембрини». Заложены в 1931 и 1932 гг. Подводные лодки получили названия в честь аргентинских провинций Санта-Фе, Сальта и Сантьяго-дель-Эстеро, что стало традицией. 25 февраля 1933 года подводные лодки покинули берега Италии и 7 апреля прибыли в Буэнос-Айрес[4]. Позже субмарины перешли в главную базу ВМС страны — Пуэрто-Бельграно, откуда 3 сентября были перебазированы в новую базу подводных сил Мар-дель-Плата[исп.]. День прибытия в Мар-дель-Плата стал Днём подводных сил Аргентины[4]. Корабль береговой охраны «Генерал Бельграно» (бывший крейсер типа «Гарибальди») был переоборудован в плавучую базу подводных лодок[2][4].
Конструкция
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Служба
В 1938 году экипаж «Санта-Фе» был награждён гражданской медалью за участие в спасении рыболовного судна потерпевшего крушение близ мыса Кабо-Корриентес[5]. 29 марта 1937 года «Сантьяго-дель-Эстеро», совершив погружение на глубину 114 метров, установила рекорд погружения подводной лодки в Южной Атлантике[6][7][8]. В 1947 году плавбазу «Бельграно» сменил бывший броненосец «Индепенденсия», головной корабль типа. Во время «Освободительной революции» 1955 года, свергнувшей Перона, подводная лодка «Сантьяго-дель-Эстеро» принимала участие в блокаде Ла-Платы, в ходе которой подверглась атаке самолётов перонистов «Глостер Метеор»[9]. Субмарины служили в составе флота с 1933 по 1960 гг. Корабли поочерёдно выводили в течение второй половины 50-х гг. «Сальту» и «Сантьяго-дель-Эстеро» купил частный предприниматель, использовавший их для транспортировки нефтепродуктов по реке Парана.
Это были первые и последние подводные лодки Аргентины в предвоенные годы. Прибывшие и интернированные в 1945-м в Мар-дель-Плата немецкие U-530 и U-977 аргентинское командование передало американцам. В 1960-м Аргентина получила от США две субмарины типа «Балао», получившие имена предшественниц — ARA Santa Fe (S-11) и ARA Santiago del Estero (S-12), что позволило списать 5 апреля 1961 года последнюю[1], уже дряхлую «тарантинос» «Сальту», совершившей 3 августа 1960-го тысячное погружение[7].
Список подводных лодок типа
Название | Бортовой номер | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Списан | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Santa Fe | S-1 | Franco Tosi, Таранто | -- | 28 июля 1931 | -- | 23 апреля 1959 | |
Santiago del Estero | S-2 | Franco Tosi, Таранто | -- | 28 марта 1932 | -- | 23 апреля 1959 | изначально бортовой номер S-3 |
Salta | S-3 | Franco Tosi, Таранто | -- | 17 января 1932 | -- | 5 апреля 1961 | изначально бортовой номер S-2 |
См. также
Комментарии
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press. — С. 421.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Submarinos Clase Tarantinos — Historia y Arqueología Marítima Архивная копия от 3 июня 2013 на Wayback Machine (исп.)
- ↑ Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press. — С. 419.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 75º aniversario del Comando de la Fuerza de Submarinos — Centronaval Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (исп.)
- ↑ Paz, R., Tamburini, F. and Iñurrieta, V. (2009). Los Tarantinos: Argentina 1933—1960. Historia de Submarinos. ElSnorkel, p. 151. ISBN 987-25327-0-2 (исп.)
- ↑ Paz, Tamburini and Iñurrieta, p. 150
- ↑ 7,0 7,1 Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — P. 4. — ISBN 978-155-75013-25.
- ↑ Santiago del Estero S-3 — Historia y Arqueología Marítima Архивная копия от 10 апреля 2014 на Wayback Machine (исп.)
- ↑ Paz, Tamburini and Iñurrieta, pp. 150—151
Литература
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — New York: Mayflower Books,, 1980. — ISBN 0-83170-303-2.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 978-155-75013-25.