Подводные лодки проекта 907 «Тритон-1М»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проект 907 «Тритон-1М»
«Тритон-1М» в Калининграде«Тритон-1М» в Калининграде
История корабля
Государство флага Флаг Советского ВМФ
Основные характеристики
Тип корабля Сверхмалая подводная лодка
Обозначение проекта 907 «Тритон-1М»
Разработчик проекта ЦПБ «Волна»
Главный конструктор Я. Е. Евграфов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 32 метра
Предельная глубина погружения 40 метров
Автономность плавания 7,5 часов
Экипаж 2
Размеры
Водоизмещение надводное 3,7 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
5 м
Ширина корпуса наиб. 1,4 м
Силовая установка
Электродвигатель П32М[1]

Сверхмалые подводные лодки проекта 907 «Тритон-1М» — проект сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР. Состояли на вооружении флота с 1973 года по 1990-е годы. Предназначены для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна[2]. Всего было построено 32 лодки.

История проектирования и строительства

Работы по программе велись группой специалистов из ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Я. Е. Евграфова. С 6 апреля 1970 года обязанности главного конструктора по работам, направленным на создание средств транспортировки боевых пловцов, стал исполнять Б. В. Подсевалов, сменивший ушедшего на пенсию Евграфова. Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году. Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года. В 1970 году вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М». В 1971—1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде были построены два первых аппарата типа «Тритон-1 М» — опытные экземпляры, предназначенные для осуществления всесторонних испытаний и изучения всех особенностей процесса строительства и эксплуатации нового типа подводных лодок. С 11 по 28 января 1973 года обе СМПЛ были подготовлены к проведению государственных испытаний, которые прошли в период с 1 февраля по 9 июня 1973 года с перерывом с 4 по 29 апреля — для устранения выявленных замечаний. 30 июня 1973 года был выполнен контрольный выход в море. В тот же день членами Комиссии государственной приемки под председательством капитана 1 ранга Н. А. Мышкина были подписаны приемные акты на оба аппарата, которые и были переданы ВМФ СССР.

История службы

Сверхмалые подлодки предназначались для транспортировки боевых пловцов – с целью обеспечения решения широкого круга задач. С помощью такой техники водолазы должны были выполнять патрулирование охраняемых акваторий портов и рейдов, выполнять охрану районов от боевых пловцов противника, проводить обследование морского дна и обеспечивать обслуживание подводных сооружений. Кроме того, «Тритоны» могли использоваться в разведывательных и диверсионных операциях для доставки и эвакуации личного состава. В зависимости от характера операции, «Тритоны» могли действовать самостоятельно или с судном-носителем.

В 90е, ввиду выработки ресурса и недостатка финансов, флот был вынужден списать все или почти все такие СМПЛ. Впрочем, по некоторым данным, отдельные экземпляры продолжали службу едва ли не до двухтысячных годов. «Тритоны-1М» могли сохраниться в составе флотов России, Украины и Азербайджана.

Известно также о семи аппаратах которые стали экспонатами в музеях или монументами[3]. Но из них всех идентификации поддается только В-550, которая была в 2014 году установлена во Владивостоке на постаменте в 42-м отдельном морском РПСпН на острове Русский.

Представители

Наименование
корабля
Заводской
номер
Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Информация
1 В-482 16503/1 20.11.1971 12.07.1972 30.06.1973 Испытательный образец
2 В-483 16503/2 20.11.1971 12.07.1972 30.06.1973 Испытательный образец
3 B-526 01530 10.03.1974 01.06.1975 25.12.1975
4 B-529 01531 10.03.1974 01.06.1975 25.12.1975
5 В-550 01535 10.03.1974 01.06.1975 25.12.1975 Установлена на постамент во Владивостоке, на острове Русский
6 B-532 01532 10.03.1974 01.06.1975 27.12.1975
7 B-537 01533 10.03.1974 01.06.1975 27.12.1975
8 B-544 01534 10.03.1974 01.06.1975 27.12.1975
9 B-535 01536 1974 03.12.1976 01.10.1977
10 B-545 01538 1974 03.12.1976 01.10.1977
11 B-540 01537 1974 03.12.1976 30.09.1977
12 B-547 01539 1974 03.12.1976 30.09.1977
13 B-559 01540 1974 03.12.1976 30.09.1977
14 B-560 01541 1974 03.12.1976 28.09.1977
15 B-? 01542 ? 16.01.1978 29.09.1978
16 B-? 01543 ? 16.01.1978 29.09.1978
17 B-? 01544 ? 16.01.1978 29.09.1978
18 B-? 01545 ? 16.01.1978 29.09.1978
19 B-? 01546 ? 16.01.1978 29.09.1978
20 B-? 01547 ? 16.01.1978 29.09.1978
21 B-? 01548 ? 10.04.1979 17.08.1979
22 B-? 01549 ? 10.04.1979 17.08.1979
23 B-? 01550 ? 10.04.1979 17.08.1979
24 B-? 01551 ? 10.04.1979 17.08.1979
25 B-? 01552 ? 10.04.1979 17.08.1979
26 B-? 01553 ? 10.04.1979 17.08.1979
27 B-? 01554 ? 25.04.1980 11.08.1980
28 B-? 01555 ? 25.04.1980 11.08.1980
29 B-? 01556 ? 25.04.1980 11.08.1980
30 B-? 01557 ? 27.04.1980 11.08.1980
31 B-? 01558 ? 27.04.1980 11.08.1980
32 B-? 01559 ? 27.04.1980 11.08.1980

Галерея

См. также

Примечания

Ссылки