Мобильность (военное дело)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Подвижность танка»)

Моби́льность военная[1] или подви́жность военная[2] (от «mobilis» «подвижный»)[3] — способность войск (сил) к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, развёртыванию в боевой (предбоевой) порядок, а также свёртыванию (снятию с позиций).

Характеризуется средней скоростью передвижения и временем развёртывания в боевой (предбоевой) порядок (в боевое положение).[2][4] Термин мобильность или подвижность также применяется для характеристики соответствующих свойств вооружения, военной и специальной техники, как правило сухопутной, иногда двухсредной (амфибийной), для чего выделяются категории мобильности.

В контексте военного искусства

Как понятие в военном искусстве различают также стратегическую мобильность (возможность быстрой переброски войск (сил) с одного Театра войны (театра военных действий) на другой);[3] тактическую мобильность сил и средств принято называть манёвренностью.

Как свойство вооружения и военной техники

Под мобильностью (подвижностью) также понимается свойство той или иной единицы вооружения и военной техники, либо системы или комплекса вооружений, обеспечивать выполнение боевых задач подразделением с проведением манёвра и перегруппировок войск — она определяется временем развёртывания (в предбоевой и боевой порядок) и свёртывания (в походный порядок или на стоянку), проходимостью (по пересечённой местности), запасом хода (по дорогам и путям различной конфигурации и качества дорожного покрытия и бездорожью) и максимальной скоростью движения, способностью вести стрельбу в движении, транспортабельностью. Вместе с совокупностью свойств, таких как надёжность, живучесть, эффективность боевой работы (применительно к вооружению и военной технике со штатным стрелково-пушечным или ракетно-артиллерийским вооружением на борту — эффективность стрельбы) и рядом других свойств, формирует боевую эффективность данного образца вооружения и военной техники, либо системы или комплекса вооружений.

Для прогнозирования мобильности военной техники в НАТО применяют модель мобильности NG-NRMM[5][6].

Категории мобильности

Сухопутная военная и специальная техника (а также многокомпонентные комплексы и системы вооружений), в зависимости от своих качеств и технических характеристик, подразделяется на следующие категории и подкатегории мобильности:

  • Стационарная
  • с возможностью передислокации
  • без возможности передислокации
  • наземного базирования (наземная, частично заглубленная, заглубленная)
  • подземного базирования (шахтная, бункерная)
  • Полустационарная (ограниченно возимая)
  • Передвижная
  • Перевозимая в разобранном виде
  • Подвижная
  • Самоходная
  • Буксируемая
  • Прицепная
  • Полуприцепная
  • Переносная
  • Носимая
  • Переносимая расчётом или подразделением
  • в собранном виде
  • в разобранном виде

Самоходная, в свою очередь, подразделяется, а) по степени проходимости на технику: повышенной, высокой, обычной и малой проходимости; б) по способу движения по суше подразделяется на технику: на колёсном, гусеничном, колёсно-гусеничном, катковом ходу, на воздушной подушке, рельсовую, шагающую и др.

Стационарная и полустационарная
Стационарные и полустационарные зенитно-ракетные комплексы различных категорий мобильности, слева-направо: стационарный комплекс ПРО шахтного базирования «Джи-эм-ди», стационарный ЗРК бункерного базирования «Найк-Геркулес», стационарный ЗРК наземного базирования «Бомарк-А», пусковая установка стационарного ЗРК с возможностью передислокации С-200, пусковая установка передвижного ЗРК С-75
Подвижная
Подвижные зенитно-ракетные комплексы различных категорий мобильности, слева-направо: самоходный ЗРК С-400, буксируемый ЗРК прицепного типа «Рапира», переносной (в разобранном виде) ЗРК «Старстрик», переносной (расчётом в собранном виде) ЗРК «Блоупайп», переносной (носимый) ЗРК «Игла-С»

Составные части (боевые и вспомогательные средства) современных многокомпонентных комплексов и систем вооружений могут иметь различные категории подвижности. Так, например, если сам ракетный комплекс может быть стационарным, с шахтной пусковой установкой, исключающей возможность её передислокации, производить перезаряжание после отстрела дежурной ракеты будут транспортно-заряжающие машины на колёсном или гусеничном ходу, извлечение ракеты на поверхность для проведения регламентного осмотра и технического обслуживания будут производить рельсовые, колёсные или гусеничные подъёмные краны, перемещение военнослужащих и персонала, а также запасных частей и другого полезного груза по территории комплекса будут обеспечивать различные автотранспортные средства.

См. также

Примечания

  1. Словарь военных терминов под ред. А. М. Плехова, 1988, с. 162.
  2. 2,0 2,1 Словарь военных терминов под ред. А. М. Плехова, 1988, с. 210.
  3. 3,0 3,1 Военный энциклопедический словарь под ред. С. Ф. Ахромеева, 1986, с. 451.
  4. Военный энциклопедический словарь под ред. С. Ф. Ахромеева, 1986, с. 562.
  5. Michael McCullough, Paramsothy Jayakumar, Jean M. Dasch, David Gorsich. The Next Generation NATO Reference mobility model developmen. // Journal of Terramechanics, 73. — July 2017. — DOI: 10.1016/j.jterra.2017.06.002.
  6. Слюсар В. І. Нові можливості оперативної оцінки мобільності техніки в операціях сухопутних військ. Архивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine//Науково-практична конференція «Актуальні проблеми застосування Збройних Сил України, управління ними, їх оперативного та матеріально-технічного забезпечення». — 17 — 18 вересня 2019 р., Київ, ЦНДІ ЗСУ.


Литература

  • Военный энциклопедический словарь / Под ред. С. Ф. Ахромеева, ИВИМО СССР. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с.
  • Словарь военных терминов. / Сост. А. М. Плехов. — М.: Воениздат, 1988. — 335 с. — ISBN 5-203-00175-8.

Ссылки