Погребальный костёр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Церемония кремации в Убуде, Индонезия, в 2005 году

Погребальный костёр — структура, сооружённая обычно из дерева, предназначенная для сжигания человеческого тела в процессе похоронного ритуала. Представляет собой один из способов осуществления кремации, при котором тело располагается на специально сооружённом погребальном костре и сжигается.

Погребальные костры на открытой местности давно не используются для кремации в Европе и Америке (для этого построены крематории, где сжигание тел происходит в специальных печах). Однако погребальные костры по-прежнему используются для кремации умерших в обрядах индуизма (подробнее см. сати).

В истории

На церемониях похорон знатных викингов погребальные костры сооружались на драккарах (см. погребальная ладья)[1]. У древних славян погребальный костёр назывался, очевидно, «крада»[2][3] (ст.‑слав. крада, др.-чеш. krada), что означает «костёр, огонь, жертвенник»[4]. Обычай кремации у восточных славян упомянут в «Повести временных лет»:

А радимичи, и вятичи, и северо... <…> И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвѣца и съжигаху, и посемъ, събравше кости, вложаху въ <…> ссудъ малъ и поставляху на столпѣ на путехъ, иже творять вятичи и нынѣ. Си же обычаи творяху и кривичи и прочии погании, не вѣдуще закона Божиа, но творяху сами себѣ законъ.

См. также

Примечания

  1. Белецкая Н. Н. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн-Фадлана о похоронах «русса»). // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов (Прага, 1968). Доклады советской делегации. — М., 1968.
  2. Нидерле Л. Славянские древности / пер. с чешск. — М., 1956.
  3. Б. А. Рыбаков полагал, что слово «крада» означало не только погребальный костёр, но и всякое жертвенное сожжение: «крады и требища идольская», где «крада» соответствует греческому homos — горящему жертвенному алтарю. Он отмечал, что слово «крада» встречается в русских переводах с греческого: например, это Хроника Георгия Амартола, где несколько раз встречается слово «крада», соответствующее двум различным по смыслy греческим словам: рyra (огонь) и sphaira (круг). Б.А. Рыбаков считал, что слияние понятий «огонь» и «круг» в одном слове «крада» произошло в силу того, что, кроме огненной сущности жертвенного (в данном случае погребального) костра, существенную роль играла и круговая форма. См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Рецензенты: В. П. Даркевич, С. А. Плетнева, М.: Издательство 'Наука', 1987 г. (Глава 2. Погребальная обрядность Архивная копия от 14 мая 2012 на Wayback Machine).
  4. Термин может быть связан с аналогичными по смыслу словами германских языков. См. Крада // М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка Архивная копия от 29 сентября 2015 на Wayback Machine

Литература

Ссылки