Погребальные обычаи

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Похороны в Московии из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» (сер. XVII в.)
Надгробный памятник — голбец, cимволизирующий дом умершего человека[1][2]. Старообрядцы, Русский север

Погребальные обычаи — комплекс ритуалов, сопровождающих смерть человека, один из обрядов жизненного цикла[3]. Они сильно разнятся, в зависимости от народа, и определяются его верованиями, преданиями, условиями быта и прочими условиями[4].

Описание

Мотивы погребальных обычаев разнообразны: отчасти они объясняются заботами об умершем, любовью к отошедшему в другой мир, стремлением обеспечить ему лучшее существование на том свете; отчасти они вызываются заботами оставшихся о самих себе, ограждением себя от вреда, который может быть им причинён умершим или тем таинственным миром, гражданином которого умерший стал.

Изучение таких обычаев позволяют выяснить народные взгляды на смерть, на душу, на её судьбу после смерти, а также культурных и этнографических особенностей различных народов, как ныне живущих, так и исторических. Обычаи погребения существовали уже в каменном веке[4]. Уже в Позднем палеолите зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете[5].

Иногда погребальные обычаи начинаются ещё до момента смерти. Например, у многих народов практикуется обычай приглашать к умирающему шамана или жреца, класть умирающего на пол, на солому, выносить его из жилища, класть на землю, на траву, в кусты и т. п. У некоторых народов существовал обычай убивать дряхлых стариков (до новейшего времени — у чукчей) или (как у некоторых индейцев и австралийских аборигенов) насильственно сокращать предсмертную агонию. Чаще, впрочем, дожидаются последнего вздоха и затем быстро обёртывают умершего в мешок, одеяло, шкуры, перетягивая верёвкой шею и подводя колена к туловищу, причём часто опасаются дотрагиваться до трупа руками. Затем вырывают могилу и опускают туда крепко увязанный труп. Во всех таких приёмах явственно выражается боязнь перед умершим, который перешёл в разряд духов, способных вредить людям; и поэтому принимаются различные меры, чтобы он не вернулся и не бродил среди людей. У некоторых кочевников существовал обычай оставлять умершего в его шалаше или шатре и откочевывать прочь или сжигать его жильё, хоронить в могиле и уходить, предварительно окурив себя или очистив огнём или водою.

Хоронить стараются как можно скорее, иногда ночью. С целью затруднить духу умершего возвращение домой часто выносят труп не через двери, а через специально проломанное отверстие, а затем несут к могиле окружным путём. При несении умершего к могиле также соблюдаются разные предосторожности: несут труп ногами вперёд, чтобы он не видел дороги назад, завертывают ему лицо или глаза и рот платком (если он не закутан и не завязан веревками ранее), опасаются переходить дорогу перед покойником, кладут в могилу вещи умершего, пищу, питье, чтобы он остался доволен, не рассердился и не пришёл за живыми. Возвращаясь с похорон очищаются водой или огнём, а в жилье открывают все двери, окна, задвижки; выливают воду из сосудов, переворачивают вещи из предосторожности, чтобы где-нибудь не спряталась душа покойника.

Желая угодить умершему и предполагая загробную жизнь, схожую с жизнью на земле, могиле придают вид и обстановку жилья. Так, уже в неолитическую эпоху существовал обычай хоронить в пещерах, которые задолго до того стали служить для человека жильём. При этом покойника или помещали в лежачем положении (часто на боку, с несколько поджатыми ногами, как спящего), или в сидячем (прислонив к стене), причём около него клали его личные вещи, оружие, украшения, посуду, пищу. За неимением достаточного числа подходящих пещер стали делать искусственные пещеры, высекая их в камне или вырывая в земле на манер подобных же искусственных жилых пещер. Этот обычай продолжался местами и в бронзовом веке, и в историческую эпоху, например в Сирии, Палестине, в Египте, в римских катакомбах, в киевских пещерах и т. д. Устраивались также каменные гробницы вроде пещёр, из больших каменных плит (дольмены). В местностях, где камня не было, делали деревянный сруб вроде домика или вырывали землянку (яму), иногда с боковой нишей (как это и теперь в обычае у мусульман), иногда помещали умершего в глиняном ящике или в большой урне. Над могилой обыкновенно делалась насыпь, иногда небольшая, но иногда в виде кургана значительных размеров, причём умерший или помещался под курганом в более или менее глубокой яме (иногда в деревянном срубе или по крайней мере с деревянной крышей), или же просто на земле, причём насыпной курган напоминал своим видом шатёр, юрту или кибитку. Встречаются курганы, сложенные из камней или даже сложенные весьма искусно и правильно из громадных и обтесанных каменных глыб (египетские пирамиды).

Большей частью с умершим клали его вещи, иногда также коня, собаку, тушу барана и т. п., а при погребении знатных лиц — их умерщвлённых жён, слуг и коней, колесницы, богатые украшения, амфоры с вином и т. п. (например у скифов). Где имеется верование, что путь на тот свет ведёт по воде, или где сохранилось предание о прибытии предков по морю, там умершего помещают в лодку и предоставляют морским волнам и течениям или хоронят в земле в лодке (как это было в обычае у викингов). В некоторых местностях Австралии и Северной Америки был обычай помещать умершего (завернутого в шкуры) на деревья или на особые помосты, на вкопанных в земле столбах (арангасы у древних якутов). Иногда на лицо умерших клали маску — металлическую, из золотых листков, глиняную или гипсовую, причём в некоторых случаях видно желание сохранить таким образом черты умершего (у древних египтян в позднейшую эпоху вместе с мумией помещался портрет умершего). Существовал обычай классической древности, усвоенный и христианами — надевать на умершего венец или особую повязку. Некоторые народы прилагали вообще старания к тому, чтобы тело умершего возможно долее сохраняло свой вид. С этой целью высушивали трупы (в Австралии и др.) или бальзамировали их, превращали в мумии, как в Древнем Египте. У других народов наоборот, считалось, что если труп умершего скорее подвергнется уничтожению и перейдёт в другие живые существа. Монголы поэтому выносили умершего в степь и предоставляют на съедение собакам, а последователи зороастризма имеют большие круглые башни, куда помещают умерших и где они пожираются хищными птицами. Есть свидетельства, что у некоторых народов практиковалось съедение умершего его близкими.

Другой способ уничтожения трупа — его сожжение, вошедшее, по-видимому, в употребление еще в бронзовом веке, продолжавшееся затем местами и в железном, а равно и в историческую эпоху (у греков, римлян, индусов, славян и др.). Предполагалось, что таким образом душа умершего вернее всего достигала небесных жилищ. С умершим часто сжигались и его вещи, жена, рабы, кони, лодка и т. д., причём над остатками или насыпался курган, или же они складывались в погребальную урну в виде сосуда или домика, которая и помещалась в земле. Такие кладбища с урнами найдены во многих местностях Германии, Австрии, Польши, Италии и др.

Существовали и обычаи расчленения трупа, вторичного погребения, когда кости сгнившего трупа вынимались и помещались в другое место, причём их иногда окрашивали в красный цвет. Иногда некоторых частей трупа носились вдовой или родственниками (нижняя челюсть у папуасов, череп у австралийцев). Если человек погиб в море, на войне и т. д., то устраивалось подобие его погребения на родине — так называемое мнимое погребение.

Погребальные обряды подвергались изменению в разные эпохи. Иногда и в одну и ту же эпоху, у одного и того же народа были в ходу разные способы погребения, причем мотивы такого различия не всегда понятны. Иногда на одном и том же древнем могильнике встречаются могилы как с погребением, так и с трупосожжением. У монголов ещё в начале XX века трупы простых смертных выбрасывались в степь, лам сжигали, кутухты же (святые) подвергаются бальзамированию и мумификации.

Погребение у европейских народов сопровождается обыкновенно различными религиозными обрядами, имеющими целью облегчить умершему переход на тот свет, избавить его душу от сетей, расставляемых злыми духами, способствовать её водворению в надлежащем месте и т. д. С другой стороны, принимаются разные меры для обезопасения живых от умершего, перешедшего в разряд духов. Души жрецов и вождей признавались особенно сильными, способными влиять на судьбу живых и потому требующими умилостивления и жертв; отсюда почитание умерших, игравшее важную роль в развитии религиозного культа. Могилы и кладбища считались опасными местами, которые в обычные дни всячески следует избегать, на других стадиях культуры являются местами священными, где всего приличнее собираться для молитвы и жертвоприношения.

Весьма распространенным обычаем является тризна — поминание умершего пиром или особой трапезой. У некоторых народов такие поминки устраиваются в очень широких размерах; иногда это соединяется и с раздачей (или расхищением) имущества покойного. По-видимому, обычай этот основан на убеждении, что нажитое имущество со смертью хозяина становится общественным достоянием и что такое общее им пользование благотворно для души умершего.

Обычай поминания умерших практикуется у многих народов также на 9, 20, 40 день, а равно чествуется один день в году как память об умерших вообще. С древних времен вошло в обыкновение отмечать могилы выдающихся лиц памятниками, статуями, монументальными сооружениями, храмами. Грандиозные образцы таких памятников представляют гробницы египетских фараонов, некоторых римских императоров, восточных повелителей, китайских богдыханов и т. п., сооружённые ещё при жизни самими властителями или после их смерти их наследниками. Более скромные памятники этого рода можно видеть на христианских, мусульманских, иудейскиъ, китайских, японских и других кладбищах, причем они состоят или из разнообразных столбов с надписями и изображениями, или из религиозных символов (например креста)[6].

См. также

Примечания

  1. Соколов Д. А. Пинежская находка // Фонд «Традиционные технологии». — Москва, 2006. Архивировано 19 августа 2014 года.
  2. Фризин Н. Н. Деревянные надгробия Русского Севера: некоторые варианты развития пространственной структуры // Ставрографический сборник. Книга 1. — Москва, 2001. — С. 219—228, 232—234.
  3. БРЭ, 2014, с. 520.
  4. 4,0 4,1 ЭСБЕ, 1898, с. 38.
  5. Всемирная история. Энциклопедия, 1956, с. 71.
  6. ЭСБЕ, 1898, с. 40.

Литература

Ссылки