Плащ Казановы
Плащ Казановы | |
---|---|
Жанр |
драма мелодрама |
Режиссёр | Александр Галин |
Автор сценария |
Александр Галин |
В главных ролях |
Инна Чурикова Лука Барбарески[итал.] |
Оператор | Михаил Агранович |
Композитор | Риккардо Кабалла |
Кинокомпания | Арк-фильм (киностудия "Мосфильм")/Казанова Продакшнз (Италия) |
Длительность | 94 мин. |
Страна | Россия Италия |
Год | 1993 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0107834 |
«Плащ Казановы» (итал. Mantello di Casanova) — российско-итальянский художественный фильм, снятый режиссёром Александром Галиным по собственному сценарию в 1993 году.
Картина, рассказывающая о поездке группы российских туристов в Италию и первоначально имевшая название «Делегация» (итал. La delegazione), получила ряд наград на кинофестивалях.
Премьера состоялась 29 апреля 1994 года в Риме.
Сюжет
Основная часть действия происходит в зимней Венеции. Там в респектабельном отеле размещаются представительницы российской делегации, которым посчастливилось получить по профсоюзной линии путёвки в Италию.
Пока туристы распаковывают чемоданы, изучают местные телеканалы и обсуждают, какие подарки купить близким, переводчица группы — искусствовед Хлоя (Инна Чурикова) — отправляется бродить по вечернему городу. Античное имя женщина получила в тюремной больнице, где рожала её мать. В тот же день там родился мальчик, которого нарекли Дафнисом.
Потрясение от знакомства с Венецией для Хлои столь велико, что она готова благодарить стены и камни этого города за то, что они дождались встречи с нею. Возвращаясь поздно ночью в отель, женщина сталкивается на лестнице с Лоренцо (Лука Барбарески[итал.]). Симпатичный мужчина первым завязывает разговор, предлагая Хлое продолжить общение утром в кафе. Принимая ухаживания незнакомца, она пытается угадать, кто он — поэт или художник? Хлоя и не подозревает, что Лоренцо — гостиничный альфонс, специализирующийся на обольщении богатых путешественниц. В то же время и он не догадывается, что элегантная дама, поселившаяся в дорогом отеле, — скромный искусствовед, не имеющая ничего, кроме минимальных суточных.
На родину члены туристической группы возвращаются, нагружённые коробками и чемоданами с покупками. Лишь Хлоя идёт к дому с дамской сумочкой и небольшим пакетом. В нём кисточка для художника и венецианская маска — подарки другу Дафнису (Андрей Смирнов).
История создания
Сюжет фильма был придуман Александром Галиным после встречи с итальянскими артистами, побывавшими в начале 1990-х годов в театре Олега Табакова «Табакерка». Актёр Лука Барбарески предложил написать сценарий непосредственно для него, а после знакомства с драматическим материалом нашёл деньги на постановку[1].
Роль Хлои изначально писалась для Инны Чуриковой — режиссёр хорошо знал эту актрису по совместной работе над спектаклем «…Sorry». Поскольку отменить работу в театре было невозможно, Чурикова летала в Венецию в паузах между спектаклями[1]. До начала съёмок актриса не знала ни одного слова по-итальянски. В течение нескольких месяцев она выучила язык так, что в фильме говорит «на хорошем итальянском, с правильной интонацией»[2]. Картина была снята достаточно быстро — на неё вместе с подготовительным и репетиционным периодом ушли три недели[1].
Отзывы и рецензии
По мнению рецензента Сергея Кудрявцева, «Плащ Казановы» относится к числу «недооценённых» картин российского кинематографа[3]. В Хлое, не вписывающейся в привычные схемы, Кудрявцев видит одновременно «белую ворону», не вписывающуюся в привычные рамки коллектива, и героиню венецианского карнавала, которую мошенник не сумел разгадать. Отметив, что эпизод возвращения Хлои домой относится к числу лучших сцен ленты, киновед назвал фильм Александра Галина «своеобразным вариантом „Ностальгии“ Андрея Тарковского». Сравнение идёт по линии противопоставления «искусства и жизни, цивилизации и естественного существования, последствий и истоков»[3].
О возвращении Хлои как о преодолении искушения упоминает и один из авторов «Новейшей истории отечественного кино» Елена Горфинкель. Финал картины балансирует «между бытовой развязкой и выспренным судьбоносным разрешением», констатирует киновед[4].
В «Плаще Казановы» <…> режиссёры уже эксплуатируют непредсказуемость внутренних переливов актрисы, тему необоснованных надежд, нездоровый оптимизм и наивность, граничащие с инфантилизмом. Но актриса тем не менее выжигает в зрителе эмоцию: смех и слёзы.
В фильме снимались
Актёр | Роль |
---|---|
Инна Чурикова | Хлоя искусствовед |
Лука Барбарески[итал.] | Лоренцо |
Екатерина Граббе | Клава Воронцова водолаз Волжского пароходства |
Елена Майорова | Валя парикмахер |
Тамара Котикова | Нина Михайловна руководитель делегации |
Татьяна Гальченко | Маша |
Андрей Смирнов | Дафнис художник |
Сергей Гармаш | эпизод |
Создатели фильма
- Александр Галин — режиссёр
- Александр Галин — автор сценария
- Михаил Агранович — оператор
- Риккардо Кабалла — композитор
- Энрико Луцци, Нина Закирова, Наталья Монева — художники
- Лука Барбарески, Сергей Баев — продюсеры
- Ян Потоцкий — звукорежиссёр
Награды и фестивали
- Приз кинопрессы (1993) лучшей актрисе года (Инна Чурикова)[6]
- Международный кинофестиваль в Виареджо (1993) — специальный приз (Александр Галин)
- Кинофестиваль «Кинотавр» (1994):
- приз за лучшую женскую роль (Инна Чурикова)
- приз президентского совета за дебют (Александр Галин)[7]
- Премия «Ника» (1994):
- приз «За лучшую работу звукорежиссёра» (Ян Потоцкий)
- номинация «За лучшую работу оператора» (Михаил Агранович)
- номинация «За лучшую женскую роль» (Инна Чурикова)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Александр Рапопорт. Александр Галин: В драме должна быть преджизнь // Лехаим. — 2006. — № 10.
- ↑ Валентин Полупанов. Актёр Лука Барбарески. Об актрисах, олигархах и борсетках . Аргументы и факты (2013). Дата обращения: 26 февраля 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ 3,0 3,1 Сергей Кудрявцев. 3500. Книга кинорецензий. В 2 томах.. — М.: Печатный Двор, 2008. — Т. 2. — 736 с. — ISBN 978-5-9901318-2-8.
- ↑ Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2001. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2014. Архивировано 25 октября 2014 года.
- ↑ Лариса Малюкова. Чурикова. Личная тема // Искусство кино. — 2013. — № 11.
- ↑ Андрей Титов. Журналисты расставили точки над i // Коммерсантъ. — 1994. — № 4. Архивировано 25 октября 2014 года.
- ↑ Инна Ткаченко. На Черном море "Подмосковные вечера" выглядят хуже, чем на Средиземном // Коммерсантъ. — 1994. — № 106. Архивировано 25 октября 2014 года.
Ссылки
- «Плащ Казановы» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Плащ Казановы // Информация о фильме в Энциклопедии отечественного кино